Епископ Андрей (князь Ухтомский Александр Андреевич) (1907-1911 гг.)

6860
Фото

На кафедре: с 4 октября 1907 года по 25 июня 1911

Родился 26 декабря 1872 года в селе Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии, в семье помещика. Учился в Нижегородском кадетском корпусе. Под влиянием отца Иоанна Кронштадтского в 1891 году против воли родителей поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После окончания академии с 1895 года преподавал в Казанском духовном училище. Под влиянием тогдашнего ректора Казанской академии Антония (Храповицкого) 2 декабря в 1895 года пострижен в монашество. В 1897 году назначен инспектором Александровской миссионерской семинарии в Ардоне (Северная Осетия). С 1899 года архимандрит, настоятель Казанского Спасо-Преображенского монастыря и наблюдатель Казанских миссинерских курсов. Был инициатором создания в Казани третьего, Мамадышского викариатства. Первым Мамадышским епископом стал сам владыка Андрей, рукоположенный 4 октября 1907 года. Епископ Мамадышский ведал инородческими приходами и миссионерской деятельностью. Был активным сторонником системы Ильминского. С 25 июня 1911 года епископ Сухумский, викарий Караталинской и Кахетинской епархии, с 22 декабря 1913 года епископ Уфимский и Мензелинский. В последнее предреволюционное десятилетие Андрей стал популярным церковным деятелем, в котором своеобразный «либерализм», стремление к глубоким реформам общественной и церковной жизни сочетались с приверженностью к обрядовой строгости, симпатиями к старообрядцам.

Епископ Андрей (князь Ухтомский Александр Андреевич)

Противоречивой была деятельность епископа Андрея и в послереволюционное время. Он был непримирим к обновленческому расколу, обладал несомненным личным мужеством, склонностью к самопожертвованию. При этом от ярой ненависти к советской власти он переходил к излишней лояльности и одобрению социализма, а потом вновь к исключению всякого сотрудничества с большевиками. До смерти патриарха Тихона он, формально не выходя из подчинения, позволял себе выходящую за рамки канонов критику действий Патриарха и прямое неповиновение.

Вскоре после смерти патриарха отказался признать полномочия митрополита Петра, а потом и Сергия, сблизился, с одной стороны, с катакомбниками, а с другой со старообрядцами, служил в храмах Белокриницкой иерархии, официально рукополагал для старообрядцев архиереев, и не только для старообрядцев. И в Уфе, и во время среднеазиатской и казахстанской ссылок рукоположил более двадцати архиереев, некоторых открыто, но без разрешения церковной власти, а большинство тайно. Такими своими действиями породил ряд серьезнейших проблем, существующих до сих пор. Русская Православная Старо-обрядчекая церковь (Белокриницкая иерархия) официально утверждает, что Андрей присоединился к ней, а катакомбники и Русская Православная Церковь за границей это отрицают (епископ Андрей канонизирован Русской Православной Старообрядческой Церковью в 1999 году). Тайное рукоположение архиереев, без свидетелей и оформления документов, привело к появлению самозванцев.

Адмирал Колчак

Епископ Андрей приветствовал белое движение. С ноября 1918 по октябрь 1919 года он возглавлял духовенство армии адмирала Колчака, вместе с белыми отступил из Уфы в Сибирь. В феврале 1920 года был арестован в Новониколаевске (Новосибирске), освобожден 4 ноября 1920 года после объявления о лояльности к советской власти. Статья владыки была опубликована в газете «Правда». Был назначен временно управляющим Омской епархией. 28 февраля 1921 года арестован в Омске, доставлен в Москву, в августе 1922 года освобожден. К этому времени епископом Уфимским в соответствии с указом патриарха Тихона был епископ Борис (Шипулин), но владыка Андрей до конца жизни называл себя епископом Уфимским и Мензелинским. Он вернулся в Уфу, провозгласил себя епархиальным архиереем, во время ареста патриарха Тихона провозгласил временную автономию Уфимской епархии для противодействия обновленцам. 24 февраля 1923 года арестован, сослан в Среднюю Азию, большую часть трехлетней ссылки провел в Ашхабаде. После отбытия ссылки вернулся в Уфу и провозгласил себя епархиальным архиереем, не подчиняющимся заместителю Патриаршего Местоблюстителя. В июне 1926 года вновь арестован, сослан в город Кзыл-Орду. Там вновь арестован 17 августа 1928 года, около трех лет провел в одиночной камере в Ярославле. После освобождения 13 сентября 1931 года прибыл в Москву, посещал храмы «непоминающих» и Белокриницкой иерархии. По утверждениям старообрядцев, в это время официально присоединился к Белокриницкой иерархии и жил в старообрядческом монастыре на Рогожском кладбище. 14 апреля 1932 года арестован, сослан в Алма-Ату, в 1934 году привезен в Москву и 14 мая был приговорен к трем годам лишения свободы, находился в заключении в Рыбинске. 27 марта 1933 года, не выйдя на свободу был еще раз приговорен к трем годам заключения, а 3 сентября 1937 года решением тройки НКВД по Ярославской области — к расстрелу. Расстрелян 4 сентября 1937 года в Ярославле.

Новости по теме

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.