Престольный праздник в актовом зале

3916
Фото

Каждый, кто учился в Елабужском государственном педагогическом университете, ныне — филиале КФУ, помнит, что огромное здание из красно-белого кирпича венчают купол и маковка. Однако не все студенты, плотным потоком ежедневно штурмующие проходную, задумываются, что всего каких-то сто лет назад на маковке был Крест.

В актовом зале висит любопытная люстра со множеством ламп. Впрочем, намётанный глаз православного сразу узнает в ней самое настоящее паникадило. И хоры увидит. И амвон, превратившийся в сцену. А за плотным задником на этой сцене — иконостас. Из дорогого каррарского мрамора. За ним — тесноватый алтарь, сейчас здесь деканат одного из факультетов. Над алтарём пребывает ангел, который помнит, как когда-то невечерним светом здесь сияла Сионская горница. Вот только ангела даже намётанный глаз православного не увидит.

Сегодня 4 апреля — праздник святого Василия Анкирского. В начале ХХ века вдова купца Василия Григорьевича Стахеева потратила огромные суммы на строительство в Елабуге корпусов для Епархиального женского училища — образовательного учреждения для девочек из семей священников, которого очень не хватало в этих местах. И получилось! Теперь две сотни воспитанниц утром и перед сном молились в своей церкви, а в течение дня учились — чтобы исполнить чаяния, возложенные на них. «Да возрастут в нём юные девы в истинных дочерей Святой церкви и разнесут свет Христов по всем тёмным уголкам нашего края» — именно так, и не иначе мыслили создатели училища свою миссию.

Храм освятили в честь святого Василия Анкирского — небесного покровителя покойного мужа Глафиры Стахеевой. Здесь, кстати, для нас есть некая загадка. Потому что святых Василиев Анкирских Церковь знает сразу трех! Хорошо, что мы всегда можем открыть Православную Энциклопедию, и всё уточнить (потому что на менее научных сайтах жития святых с одинаковыми именами зачастую просто соединяются в одно — видимо, для удобства).

Итак, сегодня празднуется память не епископа Василия Анкирского, не мученика Василия Анкирского, а священномученика Василия Анкирского — пресвитера, пострадавшего за Христа во второй половине четвёртого века.

В честь какого из трёх святых освящён храм в Елабуге — мы точно не знаем. Этот вопрос требует более тщательного изучения письменных источников. Хотя по косвенным догадкам мы можем предположить, что небесный покровитель Василия Стахеева — как раз-таки доблестный пресвитер, не побоявшийся жестокого императора Юлиана Отступника.

И ещё можем предположить — с верой и надеждой, что святой Василий молится на Небе за свой храм. Возможно, это единственная русская церковь, посвящённая страдальцу Христову. Поисковик выдаёт нам ещё несколько «анкирских» храмов — но неясно опять же, в честь какого они из трёх тёзок.

Святой Василий молится, и мы верим: актовый зал станет церковью, деканат — алтарём, стена — иконостасом, сцена — амвоном и солеёй, люстра — паникадилом. Ведь построили же недавно храм святого Александра Невского при МГИМО. И храм святой Татианы при МГУ вернули Церкви. И жизнь там кипит, загляните на сайт и порадуйтесь.

А значит — не всё потеряно. Солнечные зайчики, сквозь окна прыгнувшие в Васильевский храм и раскрасившие золотом святые стены, подтверждают: «Не всё!»

Престольный праздник, однако!

Новости по теме

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.