В начале 2016 года вышла в свет новая книга доцента Казанской православной духовной семинарии Анатолия Михайловича Елдашева «Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае».
Вниманию читателей представлена девятая книга из серии «Казань православная: Подвижники Духа», посвященная преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне († 1918). Это второе издание, дополненное и переработанное. Первое увидело свет в 2010 году и в настоящее время считается раритетом.
Первая книга серии посвящена пребыванию в Казанском крае святого праведного Иоанна Кронштадтского.
— Как я отмечал во вступительной части к первой книге, меня давно интересует тема окормления православного населения Казани высокими духовными лицами, посещавшими город в XIX веке, особенно во второй его половине. Я считаю, что она недостаточно освещена, — говорит автор книги.
Многие, конечно, знают, что в Казани бывали представители царствующего дома Романовых, начиная с Петра I и заканчивая Александром II, а также великие князья. Но Казанский край посещали и другие исторические личности — будущий Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) (1892), отец Иоанн Кронштадтский (1894, 1897, 1902, 1908), преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (1902—1908, 1910, 1913—1915), архиепископ Николай Японский (Касаткин) (1870), обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1885), протопресвитер военного и морского духовенства русской армии Александр Александрович Желобовский (1893), будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (1902).
Особняком среди них стоят двое, оставившие заметный след в духовной жизни России — святой праведный Иоанн Кронштадтский и святая преподобномученица Елисавета Феодоровна.
— Посещение Казанского края высокими духовными лицами оставило глубокий след в душах наших земляков. Свет их духовных деяний пробил толщу безбожного ушедшего времени и наших суетных дней, поэтому нам дорога память о них. Автор протянул связующую нить от прошлого к настоящему, чтобы его современники смогли почувствовать пульс ушедшего времени и окунуться в высокую духовную атмосферу, — добавляет Анатолий Елдашев.
На Руси во все времена особой гордостью царствующих династий было прославление святых подвижников веры. Эта традиция ярко проявила себя и в последние годы существования Российской империи. В поисках духовной опоры перед грядущей бедой подвижники духа обращались к поддержке святых. Великая княгиня Елисавета Феодоровна около тридцати лет совершала поездки обетного характера, паломничества в царские и ставропигиальные монастыри, а также участвовала в мероприятиях, связанных с канонизацией святых.
Неоднократно посещала княгиня и Казань. С 1902 года она получала духовное окормление у старца Гавриила в Седмиезерной пустыни, а затем — в Спасо-Елеазаровом монастыре. В 1910—1913 гг. Елисавета Феодоровна принимала активное участие в строительстве и освящении храма-часовни на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Она побывала в Свято-Введенском Кизическом монастыре, Свияжском Успенском мужском монастыре и Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Кроме того, она посетила Казанскую духовную академию, где была удостоена звания почетного профессора академии. Летом 1914 года, совершая паломничество к святым мощам праведного Симеона Верхотурского, она вместе с сестрой — принцессой Викторией Баттенбергской и племянницей Луизой посетила Раифскую пустынь. В сентябре 1915-го княгиня прибыла в Казань для участия в церемонии погребения своего духовного отца — старца Гавриила.
— Опираясь на воспоминания очевидцев, архивные документы и данные современных исследований, можно с уверенностью сказать, что паломнические путешествия Елисаветы Феодоровны имеют общерусское значение, поскольку православный российский народ уже тогда почитал ее как человека святой жизни. Всем были очевидны добродетели царственной паломницы: щедрость в милостыне, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение, — рассказывает Анатолий Михайлович.
Свое исследование автор посвящает памяти ушедшего из жизни самобытного историка-краеведа Георгия Фролова († 2010), много сделавшего для изучения и популяризации казанской старины.