Вышла в свет новая книга доцента Казанской духовной семинарии Анатолия Елдашева

5365
Фото

В начале 2016 года вышла в свет новая книга доцента Казанской православной духовной семинарии Анатолия Михайловича Елдашева «Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае».

Вниманию читателей представлена девятая книга из серии «Казань православная: Подвижники Духа», посвященная преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне († 1918). Это второе издание, дополненное и переработанное. Первое увидело свет в 2010 году и в настоящее время считается раритетом.

Первая книга серии посвящена пребыванию в Казанском крае святого праведного Иоанна Кронштадтского.

— Как я отмечал во вступительной части к первой книге, меня давно интересует тема окормления православного населения Казани высокими духовными лицами, посещавшими город в XIX веке, особенно во второй его половине. Я считаю, что она недостаточно освещена, — говорит автор книги.

Многие, конечно, знают, что в Казани бывали представители царствующего дома Романовых, начиная с Петра I и заканчивая Александром II, а также великие князья. Но Казанский край посещали и другие исторические личности — будущий Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) (1892), отец Иоанн Кронштадтский (1894, 1897, 1902, 1908), преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (1902—1908, 1910, 1913—1915), архиепископ Николай Японский (Касаткин) (1870), обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1885), протопресвитер военного и морского духовенства русской армии Александр Александрович Желобовский (1893), будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (1902).

Особняком среди них стоят двое, оставившие заметный след в духовной жизни России — святой праведный Иоанн Кронштадтский и святая преподобномученица Елисавета Феодоровна.

— Посещение Казанского края высокими духовными лицами оставило глубокий след в душах наших земляков. Свет их духовных деяний пробил толщу безбожного ушедшего времени и наших суетных дней, поэтому нам дорога память о них. Автор протянул связующую нить от прошлого к настоящему, чтобы его современники смогли почувствовать пульс ушедшего времени и окунуться в высокую духовную атмосферу, — добавляет Анатолий Елдашев.

На Руси во все времена особой гордостью царствующих династий было прославление святых подвижников веры. Эта традиция ярко проявила себя и в последние годы существования Российской империи. В поисках духовной опоры перед грядущей бедой подвижники духа обращались к поддержке святых. Великая княгиня Елисавета Феодоровна около тридцати лет совершала поездки обетного характера, паломничества в царские и ставропигиальные монастыри, а также участвовала в мероприятиях, связанных с канонизацией святых.

Неоднократно посещала княгиня и Казань. С 1902 года она получала духовное окормление у старца Гавриила в Седмиезерной пустыни, а затем — в Спасо-Елеазаровом монастыре. В 1910—1913 гг. Елисавета Феодоровна принимала активное участие в строительстве и освящении храма-часовни на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Она побывала в Свято-Введенском Кизическом монастыре, Свияжском Успенском мужском монастыре и Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Кроме того, она посетила Казанскую духовную академию, где была удостоена звания почетного профессора академии. Летом 1914 года, совершая паломничество к святым мощам праведного Симеона Верхотурского, она вместе с сестрой — принцессой Викторией Баттенбергской и племянницей Луизой посетила Раифскую пустынь. В сентябре 1915-го княгиня прибыла в Казань для участия в церемонии погребения своего духовного отца — старца Гавриила.

— Опираясь на воспоминания очевидцев, архивные документы и данные современных исследований, можно с уверенностью сказать, что паломнические путешествия Елисаветы Феодоровны имеют общерусское значение, поскольку православный российский народ уже тогда почитал ее как человека святой жизни. Всем были очевидны добродетели царственной паломницы: щедрость в милостыне, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение, — рассказывает Анатолий Михайлович.

Свое исследование автор посвящает памяти ушедшего из жизни самобытного историка-краеведа Георгия Фролова († 2010), много сделавшего для изучения и популяризации казанской старины.

Новости по теме

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Место обретения Казанской иконы Божией Матери Место обретения Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божьей Матери известна во всем мире. Однако, очень мало известно то, что еще в начале XX века именно здесь был построен пещерный храм-часовня, благодаря стараниями Великой княгини Елисаветы Феодоровны.