Слово настоятеля храма иконы Божией Матери «Умиление» города Чистополя иерея Виталия Гарабова в Неделю Всех святых
Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.
В праздник Пятидесятницы Дух Святой сошёл на учеников Христовых, Апостолов, а вместе с ними и на всех верующих, на всю Церковь. Этот день называют днём рождения Церкви. Дух Святой сошёл от Бога Отца и как бы оплодотворил Церковь к духовному плодоношению. А ныне, в сегодняшний воскресный день, Церковь уже показывает нам плоды действия Духа. За весь период бытия Церкви миру было явлено огромное множество святых.
Сонм святых разделяется на лики, в зависимости от образа жизни, рода подвига и образа смерти. Есть, во-первых, ветхозаветные святые — праотцы и патриархи, сохранявшие веру в Единого Истинного Бога и в грядущего Искупителя посреди развращённого рода человеческого, погрязшего во многобожии и идолопоклонстве. Есть ветхозаветные пророки, являвшиеся буквально совестью народной, напоминавшие народу Божию закон Божий и предсказавшие Пришествие Христа во плоти. Есть апостолы, ученики Христовы, и равноапостольные, повторившие подвиг апостолов в проповеди Евангелия. Есть мученики и исповедники, засвидетельствовавшие перед враждебным миром свою веру во Христа и верность Христу. Есть святители, преемники апостолов, наследники апостольской власти, устроители и созидатели Церкви Христовой. Преподобные, опытно прошедшие науку познания нашего человеческого естества, знатоки самых глубин человеческой души, достигшие высот духовного совершенства. Святые цари, императоры и князья, поставленные во главу народов и государств и стремившиеся воплотить Евангельский идеал в общественной жизни, на земле. На той самой грешной земле, о которой сказано, что князь мира сего — диавол. Святые воины, положившие, по слову Евангелия, жизнь свою за ближних своих. Праведные миряне, подвизавшиеся в миру, на поприще семейной жизни, и тем доказавшие, что никакая, даже мирская обстановка, не мешает человеку достичь спасения, достичь духовного совершенства и святости. Святые исцелители и бессребреники, которые, имея от Бога дары чудотворений и исцелений, не соблазнились ими и не использовали их для своего прибытка и выгоды. Христа ради юродивые, которые до такой степени отверглись себя, что в глазах окружающих имели вид лишённых самого дорогого, что есть в человеке как в образе Божием, — разума.
Апостол Павел сказал прекрасные слова: «Ина слава солнца, ина слава луны, ина слава звёзд. И звезда от звезды разнится во славе». Как звёзд на небосводе великое множество, и все они, если приглядеться, разные и по яркости, и по цвету; так и святых великое множество, и все они разные, и у каждого свой подвиг. Каждый по-своему прославил Бога. Тот же апостол изрёк в высшей степени поэтичные строки о святых:
«Те, которых весь мир не был достоин, скитались в пустынях и горах, в вертепах и пропастях земных. Они были как странники и пришельцы на земле, не имели здесь пребывающего града, но взыскали грядущего, которого Художник и Строитель Бог».
И в этом тоже уникальность христианства, в отличие от прочих религий. Не только в учении о Христе и о том, что Бог есть Троица и Бог есть Любовь. А ещё и в том, что христианство говорит: человек не один на один с Богом. Есть ещё множество святых. Кроме человека и Бога, на Небе есть сонмы святых, которые предстоят пред Престолом Божиим и ходатайствуют за нас, живущих на земле. Душа человеческая не один на один с Богом, Который в других религиях представляется лишь как холодная и беспристрастная справедливость, чуждая снисхождения и сострадания к человеку.
Кто же такие святые? У нас зачастую это слово вызывает ассоциацию с некими дивными пророками, чудотворцами, пустынниками. Но не нужно путать особые, чрезвычайные дары благодати Божией, которые действительно, даются одному человеку из тысячи или миллиона, с евангельской святостью, которая является, в общем-то, заданием для каждого из нас. Как сказано ещё в Ветхом Завете: «Будьте святы, потому что Я свят, сказал Господь». А Спаситель сказал: «Будьте совершенны, потому что совершенен Отец ваш Небесный». И эти слова обращены к каждому из нас. К каждому, а не к одному из тысячи. Мы знаем, что Бог бесконечно совершенен. Поэтому здесь нам Господь задаёт программу бесконечного совершенствования. Одним словом, есть куда двигаться, есть куда стремиться, есть куда развиваться.
Мы под словом «святой» обычно представляем каких-то особенных избранных людей. Между тем в книгах Нового Завета, в частности, в соборных посланиях, святым назван каждый верующий, каждый рядовой христианин. Что возглашает священник в конце Литургии, перед причащением? «Святая — святым!». Вдумайтесь в эту фразу. Значит ли это, что Господь тем самым отстраняет нас от Его Тела и Крови? Мы же ведь не святые... Но также и сказано: «Приимите ядите… Пийте от нея вси…» Этими словами Он всех и каждого призывает к святости.
Однако, понятное дело, святы далеко не все. Более того, далеко не все достойно несут звание христианина. Многие пытаются оправдаться: «Вот если бы другие обстоятельства, если бы другое окружение или если бы жил я в другое время...» Но это не отговорка. Праведность и святость можно проявить в любое время и в любых обстоятельствах. Об этом нам и говорит такое разнообразие ликов святых. Значит, Господь повелел нам жить и являть святость именно сейчас, в то время, в которое мы живём. И быть или не быть святым — целиком зависит от нас самих и нашей воли.
Каким образом достичь святости? Апостол Пётр отвечает: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках». Стараться жить по заповедям Божиим и по совести, жить и трудиться на том месте, где Господь тебя поставил, добросовестно исполнять свой долг, смиренно нести крест, который Господь дал тебе нести...
Дай Бог и нам сподобиться Духа Святого, чтобы Он просветил наши очи душевные к зрению спасения и помог нам жить чисто и свято.