Казалось бы, вот только совсем недавно мы праздновали Пасху Христову, Его славное из мертвых Воскресение, и вот, уже прошло 40 дней, и мы празднуем Вознесение Его на Небо.
Закончились сорок дней пребывания Спасителя на земле. Что Он делал в течение этих сорок дней, о чём говорил с возлюбленными учениками Своими? Удивительно, но в Евангелии почти ничего не говорится об этом. Это, пожалуй, один из самых таинственных и непонятных моментов во всём Евангелии. Казалось бы, вот здесь как раз самое интересное: Христос воскрес, победил смерть, совершил неслыханное доселе дело. Побывал в объятиях смерти, спускался в глубины ада и вернулся обратно. Вернулся оттуда, откуда никто ещё не возвращался. И евангелисты, казалось бы, ну никак не должны были обойти молчанием эту тему. Где Он был, что Он там видел... Но, видимо, по какой-то причине Духу Святому изволилось покрыть это благоговейным молчанием. Конечно, евангелисты кое-что донесли нам из того, что делал Христос в течение сорок дней. В Евангелии повествуется о нескольких явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, и приводятся короткие диалоги с ними. Например, явление апостолам Фоме, Луке и Клеопе по пути в Еммаус, ученикам на море Тивериадском... Но это всё равно очень мало.
Полнота христианской жизни
В книге Деяний написано, что Он в продолжение сорок дней являлся им и говорил о Царствии Божием. Наверняка это были пространные и продолжительные беседы, содержание коих в Евангелии не изложено. Что значит «говорил о Царствии Божием»? О тайнах Царства Небесного, о Небесных благах? Может быть и об этом. Но в контексте апостола Луки, автора одноименного евангелия и книги Деяний, «Царство Божие» означает скорее не Небесное Царство, а благодатное царство Христово на земле, то есть Церковь Христову. Христос наставлял Своих учеников, как создать и организовать на земле общество верующих, Церковь. Как она должна управляться, как создать иерархию духовенства: епископы, священники, диаконы. Изложил им основные принципы церковной жизни, которые затем облеклись в форму апостольских правил и церковных канонов. Вот, по всей видимости, о чём были сокровенные беседы Воскресшего Христа с возлюбленными учениками Своими.
Нынешнее событие Вознесения Христова как бы соединяет небо и землю, делает их ближе, разрушает границу между ними. Для ветхозаветного человека небо и земля мыслились раздельно. Никакого перехода, никакой связи или моста между ними не было и не могло быть. Как сказал Сам Спаситель, «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси» (Ин, 3, 13). До Христа никто оттуда не сходил и никто туда не восходил. (За исключением пророка Илии, но это особый случай). Впрочем, подобным образом мыслят сейчас и многие наши современники: есть такой контингент людей, которые на словах охотно говорят, что они веруют в то, что Бог есть. Но на этом их вера и заканчивается. Для них Бог находится где-то очень далеко на небе, наверное, где-то в другой галактике, ну неважно, лишь бы где-нибудь подальше. Так что ни Ему до нас никакого дела нет, ни нам до Него. Да, Он есть, но ни Он меня не трогает, ни я Его. Такая вот рафинированная вера. В храм такие люди как правило, не ходят, но говорят, что вера у них в душе, потому она не требует внешних выражений, например, хождения в храм, участия в церковных таинствах, и не требует посредников в лице священника. Мол, мы сами с Богом «на ты». Как далека подобная, с позволения сказать, «вера» от подлинной христианской веры!
И вот основное благовестие христианства в том, что Бог, наш Творец, наш Спаситель и наш Отец, стал ближе к нам. Он приклонил небеса и сошёл ко грешному роду человеческому. Он спас и воскресил человеческий род, открыл всем нам райские двери, двери спасения, сделал небо для нас ближе и доступнее. И нынешнее событие Вознесения Господня как бы говорит: «Да, Христос теперь на Небе. Но небо — не где-то бесконечно далеко от нас. Небо близко. Оно приблизилось к нам. Между небом и землёй нет непреодолимой преграды. Христос, Бог и Человек, вознёсся на Небо и сел одесную Отца. Он вознёс на Небо нашу человеческую природу. Наша человеческая природа сейчас находится рядом с Престолом Божиим! »
Таким образом, Вознесение Христово утверждает нашу надежду. Уже сам факт, что Христос вознесся на небо, дает надежду на то, что и мы там будем. Как и Сам Он говорил: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).
Чему должны радоваться христиане в день Вознесения Господня
Вознесение Христово возгревает в нас любовь к небесным благам. Апостол Павел говорит: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном»; ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Кол. 3, 1). А о том, что Дух Святой есть та самая любовь, которая направляет нас ко всему небесному, говорит Божественный Учитель Своим ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (См. Ин. 16, 7).
Ещё нынешнее событие обращает наши взоры к концу времён, ко Второму Пришествию Христову. Как повествуется в книге Деяний, когда Иисус вознёсся, предстали два ангела и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Именно в вознесении на небо — всё наше упование. Не в воскресении, а именно в вознесении. Ведь что касается воскресения из мертвых, то воскреснем все мы без исключения, и праведные, и грешные, одни для жизни вечной, другие для вечной смерти. Но вот вознесутся на небо не все, а только те, кто будет найден записанным в книге жизни.
Дай нам Бог сподобиться воскресения в жизнь вечную и вознесения на небо. Сподобиться попасть в число овец Христовых, в малое стадо, стать на страшном суде по правую сторону и услышать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира...» (Мф. 25, 34).