Слово благочинного I Казанского округа, директора православной гимназии имени святителя Гурия Казанского протоиерея Алексия Чубакова в День православного гимназиста
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие ребята, дорогие преподаватели, дорогие братья и сестры, мы первый раз празднуем День православного гимназиста в нашем храме. Год назад церковь еще не была освящена, но время идет, и многое меняется.
Сегодня, в день памяти святителя Гурия и всех святых Казанской земли, мы с вами пришли в этот храм, чтобы помолиться о себе, о своих семьях, о своих родителях и о своей школе. И для того, чтобы вспомнить покровителя нашего — святителя Гурия, который является помощником в учении, примером не только для ребят, но и для их родителей, ведь мы знаем, что святитель Гурий писал азбуки для детей, чтобы они имели возможность учиться грамоте. Но был еще один интересный эпизод в жизни первосвятителя Казанской земли: когда его назначили на Казанскую кафедру, он первым делом основал школу в Зилантовом монастыре. Он учил монахов и священнослужителей, чтобы они, в свою очередь, учили детей, в том числе и тех, которые не знали русского языка. Поэтому святитель Гурий — не только покровитель детей, стремящихся к грамоте, но и пример для преподавателей и родителей.
Ребята, вы учитесь в замечательной школе и получаете качественное образование. Нужно помнить, что образование — это не только учеба, но и стремление преобразить самого себя с помощью благодатного света Божественного учения. Образование — это попытка человека вернуться к тому образу, по которому создал его Господь. Ребята, когда вы посещаете школу, вам очень часто приходится делать некий выбор.
Я хотел бы вспомнить один случай из жизни Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В одной из своих книг он вспоминает, что у него не было возможности учиться в старших классах вместе со своими сверстниками. В 14-летнем возрасте он должен был устроиться на работу, чтобы помочь своей семье. Днем он работал, а вечером посещал вечернюю школу (в то время были такие школы для работающей молодежи). Занятия начинались в шесть часов вечера, а заканчивались около одиннадцати. После занятий ему нужно было еще выполнить домашнее задание, а утром он снова шел на работу.
И так наступила весна, а жил и учился он в Санкт-Петербурге. Мы с вами знаем, что в этом городе бывают белые ночи: на улице светло как днем, и в это время можно читать книги без света. Поэтому в это время очень много молодых людей выходят на улицу для того, чтобы пообщаться друг с другом, погулять, попеть песни. Патриарх вспоминает, что в один из таких вечеров он делал уроки и вдруг услышал музыку, доносящуюся со двора. Компания его сверстников пела песни и звала на улицу. Он закрыл книгу, решив присоединиться к друзьям. Однако в следующее мгновение он понял, что если он выйдет на улицу, то его жизнь сложится совсем иначе. И с этой мыслью он снова взялся за домашнее задание. Мы тоже часто попадаем в такие ситуации, когда нам нужно делать выбор. Как тому богатырю, оказавшемуся на перепутье.
Ребята, я надеюсь, что вы в своей жизни всегда будете делать правильный выбор, а помогут вам в этом ваши родители и педагоги. Не ищите легких путей, не пугайтесь трудностей, ведь именно они позволяют человеку двигаться вперед, к славе Божией. Аминь.