Слово в Неделю Всех святых
Сегодня Святая Церковь как бы в заключение великих праздников Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы празднует память всех святых, всех наших небесных покровителей и молитвенников у престола Божьего. Мы сегодня вспоминаем святых всех стран и времен, всякого звания и положения. Мы вспоминаем царей, вельмож, священнослужителей, мирян, нищих и убогих — всех, кто сейчас лицезреет славу Божию на небесах.
Каждый раз, когда мы с вами вспоминаем святых, закрадывается такая мысль, что эти святые были какими-то особенными люди, сделанными из другого теста, — не такими, как мы с вами. Действительно, они были иными, но в то же время они были очень похожими на нас. Они тоже состояли из плоти и крови. У некоторых из них были такие же, как и у нас с вами, недостатки, немощи и страсти. Были среди них и безнравственные личности, но они позволили Богу изменить их. Поэтому мы почитаем их как святых, и сегодня вспоминаем о них. Однако очень трудно проследить грань между святостью и несвятостью. Например, апостол Павел, когда писал свои послания церквам, часто делал такие приписки: «Передайте приветствия святым, находящимся у вас». Но каких святых он имел в виду?
Я как-то поздравил своего друга-сокурсника, тоже священника, с церковным праздником, и в конце СМС-сообщения приписал, как апостол Павел: «Передай поклон святым вашего прихода». Он мне тут же перезвонил и спросил: «Ты там не перемолился случайно? Какие-то сообщения странные шлешь, каким-то святым поклоны передаешь». Я говорю: «Знаешь, я, наверное, действительно немного погорячился». Но все же, каких святых имел в виду апостол Павел? Он ведь имел в виду не библейских персонажей, а своих современников. Так вот, святой в понимании апостола Павла — это каждый христианин. Это каждый, кто идет за Христом. Но сначала ведь Христос за нами ходит, правда? Он нянькается с нами, можно сказать, на руках нас носит. Но христианами мы становимся только тогда, когда уже не Он за нами ходит, а мы — за Ним. И вот это стремление быть со Христом, желание идти за Ним, куда бы Он ни пошел, и называется святостью.
Когда мы с вами приходим на Литургию, то чего мы хотим? Мы хотим соединиться с Богом. И в конце Литургии слышим возглас священника: «Святая святым!». То есть Таинство Святой Евхаристии преподается нам, святым. Святым — не значит безгрешным, святым — значит, желающим быть с Богом. Но если мы приходим на Литургию, имея какой-то мотив, например, хотим поправить свое здоровье, хотим выпросить у Бога благосклонность к своим делам или хотим, чтобы ребенок экзамен хорошо сдал, то причащаться мы не можем. Посещать храм можем, а причащаться — нет, потому что в данном случае мы пришли за своим, а не за Божьим. И градус святости измеряется именно так. Нас же интересовало, можно ли измерить святость. Оказывается, можно. Поэтому насколько велико твое желание быть с Богом, настолько ты и свят. Человек может быть великим ученым, может изобретать вакцины от страшных болезней, может быть очень вежливым, порядочным и добрым, но если он не интересуется Богом, если он не стремится к Нему, то любой алкоголик, лежащий у забора и просящий у Господа помощи в избавлении от порока, святее ученого. Каждый должен себя спросить: кто для меня Бог? Это генератор исполнения моих желаний или это Тот, с кем я хочу быть несмотря ни на какие условия? Здоровый я или больной, молодой или старый, бедный или богатый, одинокий или семейный — я хочу быть с Богом несмотря ни на что.
И святые, чью память мы сегодня совершаем, любили Бога не потому, что Он им что-то давал или обещал, а потому что они считали Господа своим Отцом, своим Создателем. Господи, по молитвам Твоих святых, сделай так, чтобы хотя бы толика их любви присутствовала в наших сердцах и в наших душах.