Слово протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Сегодня в Евангелском чтении мы слышали о том, как Спаситель вместе с учениками возвращался из Иудеи в Галилею. Самый короткий путь в Галилею лежал через Самарию. Но иудеи этой дорогой пользовались крайне редко, потому что между ними и жителями Самарии несколько столетий существовала непримиримая вражда. Однако Спаситель выбрал именно эту дорогу. Когда Он устал, то сел отдохнуть у источника, располагавшегося неподалеку от города Сихарь. И именно у этого колодца произошла знаменитая встреча Иисуса с самарянкой, которая пришла за водой. Иисус попросил у неё воды, и между ними завязался диалог. И этот, можно сказать, бытовой разговор перетек в разговор о самом главном. Нужно сказать, что колодец в то время был местом встречи и общения. У колодца встречались даже влюбленные, которые впоследствии становились супругами. Мы помним, например, что Исаак и Ревекка встретились у колодца. Иаков и Рахиль — тоже. Эта женщина, самарянка, символизирует собой падшее греховное человечество, а Христос — Бог, Который пришел спасти погибших. Он пришел специально ради таких, как она. Встреча Бога и несчастного человечества у колодца — это как встреча двух влюбленных. Бог нас любит, и мы Его любим, но мы заблудились и потеряли ориентиры, и не знаем куда идти. Но Бог Сам идет нам навстречу, Сам находит нас и Сам начинает с нами разговор. И становится понятно, почему Он ей, падшей женщине, так откровенно говорит о Себе: «Я — Мессия, Которому надлежало прийти». Почему Он так откровенен с ней? А потому что это Его цель. Он сказал: «Я пришел специально за тобой. Пойдем домой, хватить уже есть эти свиные рожки. Вспомни о своем предназначении — ты же рождена быть дочерью Бога». Вообще, разговор Иисуса с самарянкой — это одно из самых удивительных мест Нового Завета, да и всего Священного Писания. Этим примером Господь говорит нам о том, что Он «пришел за каждым из нас»: «Каким бы ты ни был, ты можешь, пока жив, войти в жизнь вечную. Для этого нет препятствий».
Я хочу обратить ваше внимание на слова Спасителя об истинном служении Богу. Господь на вопрос самарянки «Где должно поклоняться Богу?» ответил: «Настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Осталось только понять, что это значит. А это значит, что вера не исчерпывается только обрядами и ритуалами. Поклоняться Богу в истине — это значит находиться с Ним в живом общении. Разумеется, эти отношения человека с Богом выражаются и во внешних формах. Да, мы строим храмы, украшаем их фресками и иконами, и наполняем их молитвами и песнопениями. Но Господь хочет, чтобы все внешнее стало внутренним. Он хочет, чтобы наш внутренний ветхий человек обновился по образу Создавшего его. Однако если мы годами посещаем храм, но не меняемся к лучшему, то это значит, что мы что-то делаем не так. Скорее всего, мы слишком большое значение придаем внешним формам, и нам недостает живого общения с Богом. Каждый человек, даже сам того не зная, на самом деле жаждет именно этого. Миллионы людей мечутся, пытаясь чем-либо заменить живое общение с Богом. Кто-то — роскошью, кто-то — бесконечными удовольствиями, кто-то — фанатическим следованием религиозным обрядам. Но только Бог знает, как нас по-настоящему насытить и как утолить нашу жажду. Поэтому только к Нему мы должны стремиться и Ему одному должны поклоняться в духе и истине.