Сегодня Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельский отрывок об исцелении двух бесноватых, которые были одержимы легионов бесов, который потом перешли в стадо свиное и потопили его. Этот отрывок нам очень хорошо знаком, потому что в течение года он читается пять раз. Рассказ об этом находится в трех Евангелиях: Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки. Раз Церковь так акцентирует наше внимание на этом, значит, в этом фрагменте находится ценная информация.
Это евангельское событие касается каждого из нас хотя бы потому, что оно вспоминается в крещении. Мы все проходили через Таинство крещения. Помним, что оно начинается с чтения заклинательных молитв, когда священник именем Божьим запрещает нечистым силам приближаться, прикасаться к человеку. Священник, обращаясь к дьяволу, говорит: «Помяни Повелевшего тебе по твоему прошению во стадо свиное внити». То есть священник говорит: «Ты вспомни, что даже если ты хочешь войти в свинью, то ты должен получить разрешение от Бога, от Христа».
После чтения этих заклинательных молитв священник обращается к самому человеку, который готовится к крещению, и говорит: «Раз ты отрекся от сатаны, от служения ему, от гордыни, то плюнь на него» — и будущий христианин плюет в сатану символически. Можно сказать, что христианство начинается с объявления войны темным силам. Можно сказать, что он приносит присягу воина Христова, и начинается война с темными силами. Как Апостол Павел говорит: «Наша брань (война) не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).
Кто такие духи злобы поднебесной? Это духовный мир со знаком минус, то есть бесовский. Но наша стратегия такая, что мы этот бесовский мир стараемся не замечать, потому что мы не в бесов верим, а в Бога. В Символе веры ничего не сказано о бесовском мире. Там сказано, что мы веруем в Бога Отца Вседержителя, в Сына Единородного, в Духа Животворящего, в Апостольскую Церковь, в единое Крещение.
Конечно, дьявольский инфернальный мир существует и воздействует на нас, и мы это чувствуем. Но темные силы могут воздействовать только в том случае, когда человек сам открывает доступ в свою душу. Этот доступ открывается грехами, которые недопустимы для христиан, — грех блуда, алкоголизма, наркомании, увлечение оккультизмом, эзотерика, когда люди ходят по гадалкам, по экстрасенсам — все это распахивает душу на встречу этим силам. Конечно, христианин мимо этого всего проходит. Если даже у него какие-то желания возникают, какие-то помыслы, то он с этим борется.
А как воевать с этим? Апостол Павел говорит: «Облекитесь во все оружие Божие». Что такое оружие христианина? В послании к Ефесянам он перечисляет это оружие — это шлем спасения, то есть это правильные мысли, это молитва; это брань о праведности, то есть добрые дела; это меч Слова Божьего, то есть Слово Божие надо читать обязательно и ежедневно; это щит веры и готовность благовествовать всему миру. Вот это все является такой духовной кольчугой христианина. Если человек обличен во все оружие Божие, то воздействие на него демонических сил сведено к минимуму.
Исцеление Гадаринского бесноватого
Если вернуться к нашему евангельскому отрывку, то когда бесы поняли, что их будут изгонять из этих несчастных людей, они тут же взмолились и сказали: «Господи, повели нам идти не в бездну, а в стадо свиное», — и Он им разрешил. В итоге все это стадо побежало с кручи в море и потонуло. Когда жители близ лежащего города узнали, что бесноватые исцелились, что стадо свиное потонуло, то вместо того, чтобы порадоваться за своим земляков, они очень огорчились. Почему? Потому что люди исцелились — это неплохо, но где же наши поросята, где наши денежки? Они же в море канули. Они обратились ко Христу с интересной и странной просьбой: «Ты по всему виду человек не простой, могущественный, но шел бы Ты мимо со своей проповедью. Мы тебя не трогаем, Ты нас не трогай. Нам тут работать надо, свиней растить, денежку зарабатывать». Им эта проповедь не была нужна, их все устраивало, как и многих из нас.
Зачем что-то менять? Все своим порядком идет: работа, вечером домой, сериальчик, футбольчик, пивка выпить, а в выходные — грядки, огурчики, банька. Если праздник большой, то можно и в храм забежать, свечку поставить. Все, как у людей. Такой деловой порядок. Но это совершенно духовно пустой порядок, потому что смысл нашей жизни не в том, чтобы после себя грядки с огурчиками оставить, а смысл в том, чтобы научиться жить с Богом.
Вот эти жители Гадаринской страны как-то уживались все-таки с бесноватыми, а Бога попросили пройти мимо. Вырастишь ты этих свиней, продашь, а дальше что? Ладно, если бы еще пару свиней можно было бы с собой на тот свет взять, понятно бы было. Но с собой ничего не возьмешь. У гроба карманов нет. Потом там уже все включено, там свои поросята тебя уже ждут. Мы же тут все выбираем сами: выбираешь жить с Богом — будешь жить с Богом; выбираешь баньку — будет тебе банька, будешь там с поросятами париться. Мы с вами все-таки не будем просить Бога пройти мимо нас. Мы даже не короткий промежуток времени не отпустим его, потому что если мы с Богом, то нет такой силы, которая могла бы нам повредить.