Воспоминание Адамова изгнания
Три подготовительных к Великому посту воскресенья остались позади. Четвертое называется Сыропустным, поскольку это последний день, когда вкушают молочную трапезу и яйца. В этот день вспоминают Адамово изгнание, то есть момент, когда человечество лишилось райского блаженства: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен...»
На утрене последний раз поют 136-й псалом «На реках Вавилонских», который мы слышали по воскресеньям, начиная со второй подготовительной к посту седмицы.
Границей между Сыропустным воскресеньем и постом служит исполнение особого песнопения, великого прокимна: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю». В это время священнослужители переоблачаются в алтаре в темные великопостные облачения. Когда дьякон или священник выходит и возглашает молитвенные прошения, хор отвечает ему великопостным распевом, более сдержанным и тихим.
Чин прощения
В этот день совершается чин, давший воскресенью название Прощеное. У древних палестинских монахов из Лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по Иудейской пустыне и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, потому что никто не знал — вернется ли он живым (в пустыне водились львы, подстерегали и другие опасности). В память об этой традиции в наших храмах вечером (иногда, ради удобства, сразу после литургии) совершается чин прощения. Священник произносит проповедь и просит прощения у прихожан за возможные обиды, невнимание к ним и за свое недостоинство. В разных храмах могут бытовать свои особенные традиции того, как прощаться в Прощеное воскресенье. Обычно стоящий на амвоне настоятель храма держит крест, к нему подходят прихожане, целуют крест и в ответ на его «Простите», отвечают: «Бог простит, меня простите». Затем просят прощения у всех присутствующих в храме. Попросить прощения у того, с кем, возможно, был в ссоре, очень трудно. И все же входить в великопостные дни даже с тенью обиды нельзя.
Особые богослужения
Храмовые облачения на аналоях — темного цвета.
Начинается время пространных, неторопливых церковных служб. Намеревающийся великопостные службы посещать (особенно первой седмицы) должен запастись терпением.
В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены маленькие службы, называющиеся «часы». На службах поются песнопения, которые открывают их богослужебный смысл.
Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по-особому исполнять, совершая земные поклоны. Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» — и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу...», все это чередуется с поклонами. Это утреннее призывание Бога.
На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».
Шестой — воспоминание страшного момента Распятия Христова: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
Литургия Преждеосвященных Даров
В дни Великого поста можно причаститься на необычной службе — Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами.
Покаянный канон Андрея Критского
На первой седмице нас ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) вечером совершается особое богослужение — чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского.
Великий покаянный канон стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. По содержанию он представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию.