Виктор Иванович Несмелов (1 [13] января 1863 — 30 июня 1937) — русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии, ученик В. А. Снегирёва. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии.
Родился 1 (13) января 1863 г. в селе Вертуновка Саратовской губернии (ныне — в Бековском районе Пензенской области) в семье сельского священника. C детских лет был глубоко верующим человеком.
В 1883 г. окончил Саратовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1887 г. По завершении курса обучения причислен Советом академии к первому разряду выпускников и удостоен степени кандидата богословия. Ему предоставлено право при соискании степени магистра богословия не делать нового научного исследования и не представлять нового сочинения, а только напечатать и защитить имеющееся курсовое сочинение по теме «Догматическое богословие св. Григория Нисского» в качестве магистерской диссертации.
Защита магистерской диссертации состоялась 21 февраля 1888 года.
24 июня 1888 года признан Советом академии достойным степени магистра богословия и утвержден в ней Святейшим Синодом с предоставлением права преподавать в семинарии.
30 октября 1888 года занял должность доцента академии.
В 1894 г. женится на Любови Андреевне Ясницкой, дочери протоиерея церкви Грузинской иконы Божией Матери Казани Андрея Дмитриевича Ясницкого. Молодая семья довольно скоро становится многодетной: рождается дочь Нина и четверо сыновей — Валентин, Иван, Владимир и Андрей.
В 1895 году читает публичную лекцию в Казанской городской Думе на тему «Вопрос о смысле жизни в Новозаветном откровении», в которой содержались основные идеи его фундаментальной работы «Наука о человеке».
С 1898 г. профессор кафедры метафизики Казанской духовной академии.
В 1913 году присуждается звание заслуженного профессора Казанской духовной академии, в которой преподает до её закрытия в 1919 г. После безуспешно пытается устроиться на работу на кафедру психологии Казанского университета.
Не принял революцию, что привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином, ставшим чекистом и убитым толпой во время изъятия ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью.
В 1920-е годы на его квартире собирается кружок, состоящий из бывших преподавателей духовной академии.
В 1931 г. привлечен к ответственности по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации». Обвинен в создании религиозной организации «Истинно-Православная церковь». Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден по статье 58.11. Приговор — 3 года ссылки в Казахстан — не был приведен в исполнение в связи с тем, что погибший сын Валентин получил звание героя посмертно.
Умер от хронической пневмонии 30 июня 1937 г. Похоронен на Арском кладбище Казани, недалеко от могилы Н. И. Лобачевского.
Реабилитирован в 1990 году посмертно.
Сочинения
- Догматическая система святого Григория Нисского. — Казань, 1887.
- Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения // Православный собеседник. — Казань, 1895. — № 6—7.
- О цели образования // Православный собеседник. — Казань, 1898. — № 2.
- К вопросу о цели образования (ответ критику…) // Православный собеседник. — Казань, 1900. — № 1.
- Наука о человеке, т. I, Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. — Казань, 1905.
- Наука о человеке, т. II, Метафизика жизни и христианское откровение. — Казань, 1905.
- Вера и знание с точки зрения гносеологии. — Казань, 1913.