Евфимий Александрович Малов (1835 — 1918), протоиерей, профессор Казанской духовной академии, миссионер, духовный писатель
Родился 23 января 1835 года в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священнослужителя.
Обучался в Симбирском духовном училище, в 1858 году окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1862 году — Казанскую духовную академию.
В 1862—1863 годах был преподавателем Казанской духовной семинарии, на должности помощника ректора, в 1863 году был переведен в академию, где преподавал татарский и еврейский языки. 2 сентября 1863 года был утвержден в степени магистра, позже состоял профессором по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Был лучшим учеником профессора Г. С. Саблукова.
С 1865 года занимал должность профессора на кафедре еврейского языка, в 1867 году он был одним из основателей Братства святителя Гурия.
В 1868 году ему было присвоено звание экстраординарного профессора.
Вступил в брак. Его сын, Сергей Ефимович Малов (1880 — 1957), стал тюркологом, доктором языковедения, членом-корреспондентом АН СССР (1939).
В 1869 году был рукоположен во священника к Богоявленской церкви города Казани.
В 1870 — 1884 годах был заведующим кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии.
6 ноября 1875 года на него возложено руководство «Частным миссионерским приютом при Спасо-Преображенском монастыре».
Проживал в г. Казани по ул. Академической, д. 10, недалеко от академии. 13 мая 1880 года он купил одноэтажный дом за 1500 руб. у вдовы Дмитриевой, переехал 5 июля. А в сентябре 1883 года за 2000 руб. возвёл второй этаж.
В 1881 году возведен в сан протоиерея.
В 1883 — 1895 годах являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии».
В 1884 — 1912 годах был профессором на противомусульманском отделении по кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов.
В 1886 году переведен в Благовещенский кафедральный собор.
В 1895 году стал действительным членом Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете.
Обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Его характеризовали как человека, созданного «для практического миссионерства», «историка миссии и искусного наблюдателя нравов, умственных и религиозных понятий».
Большой интерес с самых первых лет работы в Академии батюшка проявил к изучению этнографии народов Поволжья. Многочисленные наблюдения за их бытом, полученные во время поездок по уездам Казанской губернии, стали для ученого тем фундаментом, который лег в основу его этнографических исследований. Видя смысл своей жизни в христианской миссии, протоиерей Евфимий оставил потомкам ряд важных трудов, в которых показал пути защиты Православия в собеседованиях с представителями других религий, в первую очередь с исламом. Батюшка написал целую серию научных и практически ценных для миссии работ, среди которых «Об Адаме по учению Библии и Корану — беседы с муллой», «Моисеево законодательство», целый ряд сочинений по истории миссии. При участии отца Евфимия издано около двадцати пяти выпусков «Миссионерского противомусульманского сборника», крещеные татары почитали его как своего духовного отца, уважали его и некрещеные как «доброго муллу православного».
Подвизаясь на поле практической миссии, отец Евфимий обратил много лиц из иудейства, ислама и язычества в лоно Православной Церкви. О его высоком уровне знаний в области богословия, истории и ряда других наук, высокой степени ораторского мастерства, убежденности в правоте своего дела, свидетельствует интересное событие, которое вызвало заметный резонанс в жизни мусульманского сообщества Казани конца XIX века. В 1891 году шакирд Апанаевского медресе Сахиб Гирей Ахмеров (1858 — 1900) был крещен как Павел Николаевич. Переходу муллы в Православие предшествовали знакомство и продолжительные дискуссии на духовные темы с отцом Евфимием, в ходе которых Ахмеров радикально пересмотрел свои взгляды. После крещения он вошел в состав преподавателей КазДА, где с 1892 года преподавал арабский язык.
Протоиерей Евфимий Малов был известен и как видный церковный археолог и историк. Именно ему принадлежала идея систематизированного изучения истории церквей и монастырей Казанской епархии, им был издан ряд трудов, которые представляют значительный интерес для интересующихся историей Православия в Поволжье и Марийском крае.
Труды отца Евфимия были отмечены как церковными, так и государственными наградами.
В октябре 1912 года Казанская общественность широко отметила 50-летие его богословской и миссионерской деятельности. Вот что писали в публикации к 50-летию деятельности батюшки в Казанской губернии «Известия по Казанской епархии»:
«Являя собой цельный, редкий ныне тип верующего ученого, глубоко любящего и веру, и науку, смиренно и беззаветно преданного Матери-Церкви, юбиляр известен всему Казанскому краю своими высоко-христианскими качествами души, удивительным смирением, безграничною добротою, приветливостью и благодушием».
Скончался 6 марта [1] 1918 года и был погребен на Арском кладбище Казани. Могила находится на 2-й аллее в семейной усыпальнице и почитается верующими и поныне.
Сочинения
- «Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии. Историческое описание»
- «Историческое описание церквей города Казани»
- «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние»
- «Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года»
- «Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние»
- «Малоюнгинская пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние»
- «Несколько слов к истории Малоюнгинского монастыря»
- «Приходы старокрещеных и новокрещеных татар Казанской епархии» («Православное Обозрение», 1865)
- «О новокрещенских школах в XVIII столетии» (ib., 1868)
- «Православная противомусульманская миссия в Казанском крае» («Православный Собеседник», 1868 — 1870)
- «О татарских мечетях в России» (ib., 1867 — 1868)
- «Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшихся влиянию Мухаммеданства» (ib., 1871 — 1872)
- «О Новокрещенской конторе», 1878
- «Сведения о Мишарях»,. Этнографический очерк. Казань, 1885.
- «История Спасо-Юнгинского монастыря в Козьмодемьянском уезде», 1892
- «О чувашах» (ib., 1882), «Историческое описание церквей города Казани» (выпуск I, Казань, 1884; выпуск II, ib., 1894)
- «Мухаммеданский букварь» (ib., 1894)
- «История Ежово-Мироносицкого монастыря в Царевококшайском уезде»,1896.
Награды
- набедренник
- скуфья
- камилавка
- наперсный крест
Литература
- Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства Святителя Гурия. — Казань, 1892.
- Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация марийского Поволжья. Йошкар-Ола, 2000
- Елдашев А. Арский православный некрополь. Казань, 2007
- Татарская энциклопедия: В 6 т. Казань, 2008. Т.4.
- Исхаков Р.Р. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX— начале XX в. (1800-1917). Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. — Казань, 2008.
Использованные материалы
- Запольский С.В., Малов Евфимий Александрович, сайт "Марийская история в лицах" http://marihistory.ru/index.php/2011-01-01-20-11-43/2632-201...-14
- Ю. Ерошкин., Малов Евфимий, протоиерей, сайт комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=evfimij-malov-protoierej
- Салахов М.Р., Миссионерская деятельность братства святителя Гурия в конце XIX — начале XX в.в. (роль Евфимия Александровича Малова) // Вестник Чувашского университета, 2014, № 3, с. 57-60.
[1] В ряде других источников указано 25 февраля/10 марта, что, видимо, является датой погребения