9 января 2024 года, в день памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана (34), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кряшенском приходе города Казани в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), благочинный I Казанского округа и ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, настоятель Тихвинского храма протоиерей Алексий Колчерин, руководитель кряшенской миссии в Татарстанской митрополии протоиерей Павел Чурашов, протоиерей Димитрий Чурашов, настоятель храма Живоначальной Троицы села Ципья протоиерей Сергий Нечипоренко, благочинный Нижнекамского церковного округа Чистопольской епархии протоиерей Александр Колчерин, настоятель храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» города Набережные Челны протоиерей Владимир Иванов, насельник Казанского Богородицкого монастыря иеромонах Аркадий (Логинов), протоиерей Иоанн Визгалов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Малые Лызы иерей Рафаил Федоров, настоятель Троицкого храма села Крещёные Казыли иерей Геннадий Сизов, настоятель столичного храма в честь священномученика Кирилла Казанского иерей Василий Крючков, настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского при КазДС иеромонах Алексий (Яцейко), настоятель Богоявленского храма села Иванаево иерей Илия Минихачев.
Богослужение совершалось на церковнославянском и кряшенском языках. Песнопения исполнили архиерейский хор под управлением Марины Литвиненко и приходской хор под управлением Валентины Павловой.
За Литургией молились представители кряшенской общины, прихожане столичных храмов, паломники.
На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире.
На малом входе права ношения наперсного креста с украшениями был удостоен протоиерей Владимир Иванов. Председатель приходского совета Богоявленского храма села Иванаево Николай Григорьевич Баширов был награждён орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
По запричастном стихе иерей Рафаил Фёдоров произнёс проповедь на кряшенском языке.
В завершение духовенство и хор пропели тропарь, кондак и величание празднику Рождества Христова.
Митрополит Кирилл совершил заупокойную литию по профессору Казанской духовной академии, миссионеру, просветителю малых народов Николаю Ильминскому. В этот день исполнилось 133 года со дня преставления «апостола Поволжья», особо почитаемого кряшенским народом.
Затем архипастырь обратился к верующим со словом:
Всечестные отцы! Дорогие братья и сёстры!
Всех вас поздравляю с великим праздником пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы сугубо вспоминаем одного из славных мужей нашего замечательного края — профессора Казанской духовной академии Николая Ивановича Ильминского. Он отошёл ко Господу в 1891 году, на третий день празднования Рождества Христова.
Николай Иванович действительно был апостолом этой земли, совершенно удивительным человеком, обладавшим незаурядными способностями и нестандартным характером. При общении с ним некоторые люди недоумевали от его поведения. Он был очень импульсивным, можно сказать, взрывным человеком, и не каждый мог принять его характер. Николай Иванович, например, мог внезапно закончить беседу, отойти, а потом вернуться к общению и продолжить что-то доказывать или рассказывать собеседникам. Его любили многие — друзья, собратья, ученики и близкие. У четы Ильминских не было детей, но они воспитали осиротевших чад друга Николая Ивановича и дали им путёвку в жизнь.
Дело Николая Ивановича можно сравнить с трудами равноапостольных Кирилла и Мефодия. Он создал грамоту, понятную живущим на этой земле кряшенам, удмуртам, чувашам, марийцам, мордве и другим народам Поволжья. Благодаря его трудам очень многие люди узнали Бога и смогли прикоснуться к Священному Писанию. Господь даровал этому человеку большой талант, который Николай Иванович обратил на пользу современникам и своим преемникам. Сегодня мы с благоговением и благодарностью Богу чтим его святую память. После службы многие поедут на Арское кладбище, чтобы помолиться у могилы нашего просветителя.
Мы должны вспомнить и о том, насколько общество бывает неблагодарным. XIX век, как мы знаем, был периодом большого расцвета просвещения в Казанском крае, здесь была образована духовная академия. Кстати, Николай Иванович входил в число первых выпускников академии, затем был оставлен там профессорским стипендиатом и обосновался в этом учебном заведении почти на всю свою научную жизнь, за исключением двух лет. Долгое время он был профессором Казанского университета и Казанской духовной академии. Но было время, когда часть общества его не принимала. Удивительно, но такое часто случается с талантливыми людьми. Некоторые обвиняли Николая Ивановича в чрезмерной любви к исламу, писали на него кляузы, якобы он учит в школах не Православию, а исламу. Педагог не стал спорить и доказывать обратное. Он просто уехал в Оренбургский край, где тоже было много людей неславянского происхождения, стремящихся ко Христу.
Сегодня я подумал, что на этой земле в одно время трудились два удивительных человека: Николай Иванович Ильминский и Каюм Насыри. Один проживал в Татарской слободе, изучая нрав татарского народа, его язык и культуру. Другой преподавал в Казанской семинарии, оставаясь мусульманином по вере, изучал христианство для того, чтобы сблизить жителей нашего города и Казанской губернии. И оба они оказались непонятыми современниками — православного единоверцы обвинили в исламизме, а мусульманина — в христианизации. Но Николай Ильминский и Каюм Насыри оставались каждый верным своей религии и традиции.
Люди часто не понимают тех, кто трудится и живёт перед Богом. Поэтому, когда общаемся друг с другом, не надо делать поспешные выводы в отношении того или другого человека. Если мы чего-то не понимаем, это не значит, что мы видим что-то неправильное и наносящее вред. Только Господь ведает сердце человека, чем и как он живёт.
В праздник Рождества Христова мы вспоминаем волхвов, которые пришли в Вифлеемскую пещеру поклониться рождшемуся Богомладенцу. Хотя они не принадлежали к иудейской традиции, но доверяли Всевышнему и старались жить по Его законам. Законы единобожия, которые сохранял еврейский народ, волхвам были неведомы. Но они понимали, что есть Всевышний Творец и Его определённые указания человеческому роду. Это указание волхвам было явлено в виде Вифлеемской звезды. Кажется очень странным, что эта звезда привела иноверцев и иноземцев ко Христу, а своих, единоплеменников нисколько не побудила к этому.
Будем жить перед Богом и видеть только свои недостатки, принимать жизнь такой, какая она есть. Постараемся после себя оставить добрый след на этой земле, вспоминая пример приснопоминаемого Николая Ивановича Ильминского. Царство ему Небесное и вечный покой. Ещё владыка Анастасий распорядился собирать документы о небесном предстательстве Николая Ивановича. Я хотел бы обратиться к Вам, отец Алексий, и через вас ко всей кряшенской общине.
Николай Иванович действительно был человеком святой жизни, целомудренным, благочестивым, искренним, незлопамятным. Давайте вместе собирать необходимые свидетельства, чтобы он стал апостолом этой земли не только в наших сердцах и умах, но и в лике святых, которые сегодня канонизированы Русской Православной Церковью. Мы верим в его благочестие, предстательство пред Господом. Но нужно совершить ряд определённых формальных действий, чтобы Николай Иванович был прославлен в лике угодников Божиих. Ведь он был не только настоящим просветителем, но и любящим отцом для жителей Поволжья.
С праздником вас всех!
Митрополит Кирилл поблагодарил верующих за совместную молитву. Настоятелю Тихвинского храма архипастырь пожелал помощи Божией в развитии приходской жизни. Участникам архиерейского богослужения были вручены праздничные открытки.
Вечером 9 января глава Татарстанской митрополии совершит вечерню в храме преподобного Серафима Саровского города Набережные Челны (Набережночелнинский просп., 3). Начало богослужения в 17.00.