27 октября в Музее истории Благовещенского собора Казанского кремля состоялась лекция лекция: «Страшный Суд: образ бесов в мировом искусстве».
Занятие провели руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин и заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского Федерального Университета Елена Кузьмина.
Встречу посетили священники и прихожане казанских храмов, студенты КФУ, деятели культуры и искусства, представители общественности и СМИ.
С приветственным словом к гостям обратился иерей Александр Ермолин:
Дорогие друзья, братья и сёстры! Сегодня мы размышляем о Страшном суде, разбираем образы бесов в мировой культуре. Почему мы решили обратиться именно к этой теме? Почему эти вопросы разбирает епархиальный миссионерский отдел? Ответ кроется в тенденции, которая сформировалась в нашем обществе. На протяжении последних лет и даже десятилетий мы видим как в конце октября в магазинах, кафе и других общественных местах появляются светильники из тыквы, всё оплетается паутиной, по улицам прогуливаются люди в страшных масках. Почему-то у наших соотечественников появляется желание переодеться в покойников, побыть зомби, и через соприкосновение с чем-то жутким и зловещим отметить откровенно чуждый нашей культуре праздник Хэллоуин.
Разве можно считать праздником день, когда люди массово обращаются к бесовской силе? Главная опасность этого «праздника» в том, что происходит романтизация нечисти. Силы, которые являются по-настоящему страшными, которые воюют против человека, романтизируются, представляются чем-то забавным, весёлым и даже смешным. Люди ведутся на созданные образы, не имеющие ничего общего с действительностью, заигрывают с ними, зачастую не понимая, с чем они на самом деле соприкасаются. Сегодня у нас есть возможность увидеть, что реально представляют собой бесовские силы. Нас ждут лекция и небольшая выставка произведений церковного и светского искусства, где образы бесов показаны глазами людей, живших много веков до нас.
Мы вспомним, как Господь наш Иисус Христос противостоял бесовскому искушению в пустыни, какие образы для отражения этого евангельского события использовались в западной и восточной культуре. На выставке будет представлена старообрядческая рукопись, которая также расскажет о том, как жители нашей страны боролись с бесовскими силами. Эта борьба не прекращалась на протяжении многих веков. История указывает нам на это, показывая, что бесы — это те сущности, которые стремятся уничтожить человека. Романтизируя образы бесов, мы помогаем им. Наверное, не будет большим откровением констатация, того, что в нашу жизнь приходит тот, кого мы сами зовём. Если человек призывает Бога, то Господь приходит, приходят ангелы Божии и оказывают помощь. А если человек, даже шутя, обращается к силам зла, то они не заставят себя ждать. А почему бы им не прийти? Ведь их же звали, с ними заигрывали, их называли милыми, забавными или как молодёжь обычно говорит: прикольными.
Если в наших школах, в детских садах и других образовательных учреждениях проходит Хэллоуин, если наши дети наряжаются ведьмами, чертями и прочей нечистью, то чего удивляться, что и в жизни они ведут себя подобно этим персонажам? Отсюда и жестокость, и малолетняя преступность. Конечно, это проблема комплексная, и её корень лежит не только в том, что раз в году дети и взрослые массово отмечают нехристианский и откровенно бесчеловечный праздник. Но связь, безусловно, есть. Не от того ли у нас так много проблем, что мы так просто относимся к бесовским вещам, заигрываем с тёмными силами, идём у них на поводу.
Хэллоуин празднуют те, кто хочет завести друзей в аду. А христиане хотят обрести друзей на небе — ангелов Божиих, святых, которые будут за нас предстательствовать у Престола Господа.
Лектор Елена Кузьмина рассказала об изображении падших ангелов на иконах, об отличиях в изображениях демонических сил в восточной и западной христианской традициях.