4 декабря 2016 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение собора Святой Троицы в Париже. Собор входит в комплекс зданий Православного духовно-культурного центра, построенного на берегу Сены.
На историческое богослужение в новом храме Русской Православной Церкви, построенном в престижном 7-м округе французской столицы, рядом с Эйфелевой башней, собралось около пятисот человек. В числе почетных гостей были глава Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, управделами президента РФ Александр Колпаков, руководитель Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин.
На службе присутствовали представители известных фамилий русской эмиграции — князь Александр Трубецкой, князь Дмитрий Шаховской, граф Петр Шереметев, граф Сергей Пален. Также в храме можно было видеть популярную в России певицу Мирей Матье и актрису Наталью Водянову.
После освящения нового кафедрального собора в Париже патриарх Кирилл объяснил, для чего Русская Православная Церковь строит так много храмов в последнее время.
«Некоторые удивляются и говорят: почему вы сейчас в Русской Церкви так много храмов строите? Зачем вам нужно почти тысяча монастырей, зачем вам нужны почти 36 тысяч храмов, зачем вам нужны тысячи и тысячи монахов? И все это было воссоздано за какие-то 25 лет. Мы отвечаем: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не очень объясняем наши поступки, потому что каждый, кто знает нашу историю, понимает: мы спаслись как народ только потому, что мы сохранили веру», — сказал патриарх.
Он отметил, что и во Франции, и в России были исторические периоды, когда люди «снисходительно относились к слову Божию, полностью пораженные величием слов человеческих».
«Миллионы людей полностью отдавали свое сознание, свою волю, воодушевленные этими человеческими словами, жизнь свою отдавали за человеческие идеи... А где сейчас эти великие человеческие слова? Кто из нас в Париже или в Москве отдаст за них жизнь? Большинства из них не знает никто, за исключением ученых, изучающих историю человеческой мысли», — отметил Его Святейшество.
Слово же Бога, добавил он, напротив, продолжает собирать людей, потому что «там — абсолютная истина и абсолютный критерий отличения добра от зла». «Если человек перестанет отличать добро от зла, он перестанет быть человеком, и человеческое общество будет разрушено», — подчеркнул патриарх Кирилл.
Он напомнил, что в Ветхом Завете, когда народ Израилев отказывался признавать абсолютной истиной Бога, отвергал свой закон, то он разваливался как народ, терял свою интегральность, а когда обращался к Богу — снова объединялся и восстанавливался.
«Мы в России отказались от Бога в начале XX века. Наши отцы и деды решили построить справедливое, процветающее общество без Бога, следуя человеческой мудрости... Народ был разрушен гражданской войной и противоречиями. Многие скрывались здесь, во Франции, и мы за это Францию благодарим... Без абсолютного критерия отличения добра от зла, который происходит от абсолютного Бога, человеческое общество не может быть благополучным, как не может быть благополучной человеческая личность», — подчеркнул патриарх Кирилл.