Митрополит Кирилл: Татарстан – пример мира, согласия, дружбы и братской поддержки христиан и мусульман

2036
Фото

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл дал интервью сербскому журналисту Желько Шайн. Материал опубликован на сайте «Kosovo Online»

Не так давно мы посетили Казань, столицу Татарстана, республики в составе Российской Федерации. Несмотря на то, что нас встретила очень низкая температура, которая в среднем составляет целых 16 градусов ниже нуля, мы были очарованы зимними пейзажами, облагороженными снегом до человеческих плеч. Ночи еще холоднее, но они имеют свое очарование в свете изобретения Теслы, которое черпает пищу из российских природных ресурсов Волги и природного газа, о котором жаждет мир, в то время как белоснежный цвет окрашивает романтическую атмосферу в сочетание христианской и мусульманской молодежи.

Большинство населения составляют татары (52 процента) и русские (39 процентов). Официальные языки — татарский и русский. Христиане и мусульмане на территории современного Татарстана имеют многовековой опыт совместного проживания. Хотя так было не всегда, сегодня они могут служить примером успешного симбиоза. Сегодня Татарстан широко известен уровнем мира и согласия, дружбы и братской взаимоподдержки христиан и мусульман. Их девиз: «Мы можем!», а наш мог бы быть: «Мы можем подражать им!»

Целью нашего визита было убедиться в том, что такое возможно, особенно сегодня, когда мы являемся свидетелями вооруженных конфликтов между славянскими братьями недалеко от Татарстана.

Мы посетили Казанскую епархию, которая находится в 800 км от Москвы, где в большую зимнюю метель нас принял митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, который был нашим проводником по истории взаимоотношений двух народов и двух религий. За теплым русским чаем и домашней выпечкой мы говорили о переплетении светской и духовной культуры этой части мира, где различия удалось примирить и доказать, что жизнь в гармонии между двумя религиями и двумя народами возможна, пока политика интересов не стоит на пути. Однако недалеко оттуда, на территории Украины, воюют славянские братья, и о прекращении этой борьбы каждый день в этом храме произносятся молитвы о мире и любви среди всех народов мира.

«Когда-то здесь, на средней Волге, существовало государство, известное сегодня как Волжская Булгария. В 922 году его официальной религией стал ислам, но христиане были также широко представлены на его территории: в городах Волжской Булгарии, которая находилась на важном торговом пути Евразии, постоянно проживало немалое количество византийских и армянских купцов и купцов из других христианских государств. Здесь в течение многих лет жили и выходцы из древнерусских княжеств. Более того, существует легенда, что креститель Руси равноапостольный князь Владимир направил к болгарам одного из христианских миссионеров, поэтому несколько местных князей и их семьи приняли крещение", — начал беседу митрополит Кирилл.

Христианство сохранилось в этих странах даже после завоевания Волжской Булгарии монголами в 13 веке.

Затем она была присоединена к Золотой Орде, от которой зависели и русские княжества. В 1261 году по инициативе святого благоверного князя Александра Невского в столице Орды, городе Сарае, была основана православная епархия, к которой принадлежали и общины на территории нынешнего Татарстана. Жития святых болгарских мучеников Аврамия (13 век) и Феодора (14 век) ясно свидетельствуют о значительном количестве православных христиан в нашем крае в то время.

— Конечно, в то время отношения между христианами и мусульманами были еще далеки от мира и согласия. Как установилась гармония в их сосуществовании, свидетелями которого мы являемся сегодня?

Значительную роль в этом процессе сыграло вхождение Среднего Поволжья в состав Российского государства и учреждение в 1555 году Казанской епархии. Вспомним, что первый архипастырь Казанской земли святитель Гурий перед тем, как его отправили в Казань, получил от царя такой наказ: «Не приводить их невольно ко крещению, относиться кротко, с умилением, не чинить жестокостей и, если понадобится, освобождать их от суда воевод и наместников». Таким образом, на территории Казанского края постепенно формируется уникальная многонациональная и многоконфессиональная общность представителей разных народов (русских, татар, чувашей, марийцев, удмуртов и других), преимущественно исповедующих православие и ислам.

— Какова роль императрицы Екатерины Великой в ​​укреплении межрелигиозного равновесия во второй половине XVIII века?

После визита в Казань императрица узаконила официальную деятельность мусульманского духовенства в России и разрешила строительство новых мечетей. В результате уже в XIX веке Казань представляла собой уникальный российский город, над которым возвышались колокольни православных храмов и минареты мечетей, в атмосфере которых смешивались звуки церковных колоколов и азана. Приведу интересный пример: в середине XIX века татарский язык преподавал в Казанской духовной семинарии и Казанском духовном училище выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри. Хотя он был мусульманином, он не только решил для себя, что сможет работать в православных духовных школах, но даже получил жилье в здании семинарии. Итак, мы видим, что в православном образовательном учреждении тепло встретили человека иного вероисповедания, открытого к сотрудничеству и диалогу. По тем временам — это был достаточно смелый шаг с обеих сторон.

— Как известно, XX век в истории вашей страны ознаменовался большими гонениями на верующих. Насколько это повлияло на отношения между христианами и мусульманами?

Эти гонения коснулись не только Русской Православной Церкви, но и других религиозных общин. Церкви и мечети массово закрывались, осквернялись и разрушались, репрессиям подвергались представители как православного, так и мусульманского духовенства, активные прихожане. Необходимость выжить в условиях жесточайшего давления атеистической власти, сохранив свою веру и традиции, еще больше сблизила верующих обеих конфессий.

— Важным событием для всех верующих Советского Союза стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Какие изменения оно принесло в жизнь христианской и мусульманской общины Казани?

С этого момента началось постепенное восстановление храмов и возрождение поруганных святилищ. Причем этот процесс затронул не только Русскую Православную Церковь, но и, повторяю, все религиозные общины СССР, в том числе и мусульман. Так, в Казани зримым знаком перемен в жизни православной и мусульманской общины стало то, что в 1989 году им были возвращены два исключительных памятника духовной культуры и местного зодчества — величественный соборный храм святых апостолов Петра и Павла (шедевр русского барокко начала XVIII века в Поволжье) и красивая Азимовская мечеть.

— С тех пор в Татарстане сложилась традиция параллельного восстановления и строительства православных и мусульманских культовых сооружений?

В рамках празднования 1000-летия города Казани в 2005 году после реставрации был освящен древний собор нашей епархии — Благовещенский собор Казанского кремля. Тогда же была открыта мечеть Кул-Шариф, построенная на территории Казанского кремля. В 1990-е и 2000-е годы происходило восстановление православных святынь на острове-городе Свияжске и мусульманских святынь в древнем Болгаре. А затем, в рамках празднования Дня народного единства — 4 ноября 2015 года — Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Миниханов подписал указ о восстановлении снесенного в 1930-е годы соборного храма, посвященного Казанской иконе Богородицы (на месте обретения чудотворной иконы) и об основании Болгарской исламской академии. Значительную роль в реализации всех этих проектов сыграл первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев. Мы все были свидетелями того, как он, мусульманин, душой и сердцем заботился о возрождении наших православных святынь, активно участвовал во всех обсуждениях, вникал в каждую деталь, с нетерпением ждал восстановления Казанского собора и монастырей в Свияжске. Считаю, что это прекрасный пример, иллюстрирующий уровень мира и согласия, дружбы и братской взаимоподдержки христиан и мусульман, которыми Татарстан известен далеко за пределами своих границ.

— Выходили ли контакты между православными и мусульманами за рамки официальной сферы?

У нас много совместных проектов, побед, достижений. Так, в августе прошлого года двое наших священников — иеромонахи Амвросий (Горновский) и Варсонофий (Обозов) из Макарьевского монастыря — поднялись на гору Арарат вместе с группой мусульман во главе с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным. А за два года до этого, в августе 2021 года, те же священники по приглашению хазрата Камиля участвовали в аналогичном совместном восхождении на высочайшую вершину Европы — Эльбрус.

— Насколько важны спорт и образование для развития отношений между двумя народами и двумя религиями?

Всероссийский хоккейный турнир на «Кубок Дружбы — Дуслык» уже стал традиционным. В нем принимают участие любительские хоккейные команды Казани и других городов. Важно отметить, что в составе казанской команды вместе играют представители мусульманского и православного духовенства республики.

Также проводятся конкурсы для учащихся православных и мусульманских учебных заведений, есть совместное участие в духовном окормлении воинов, выполняющих свой воинский долг. У нас также есть совместные благотворительные проекты. Например, наши священники вместе с представителями мусульманского духовенства участвуют в деятельности гуманитарного фонда «Приют человека» по помощи социально незащищенным слоям населения. Этот фонд предоставляет бездомным кров, еду, одежду, бытовую и юридическую помощь, а духовное попечение о жильцах приюта осуществляют священники. Кроме того, службы социальной поддержки — а именно православная служба «Милосердие Казань» и мусульманские «Ярдам» и «Закят» — помогают друг другу, оказывая поддержку нуждающимся независимо от их вероисповедания, а также направляя православных и мусульман, которые оказались нуждающимися в помощи, к представителям их религии, где им могут помочь не только материально, но и духовно.

Этот полезный разговор обогатил наш взгляд на мир и вселил надежду на примирение всех народов и устранение всех разногласий. Человечность, уважение и любовь — общечеловеческие ценности всех людей, к какой бы нации они ни принадлежали, в какой части света они бы ни проживали, к какой бы религии они ни принадлежали.

Мы каждый день благодарим Бога за этот великий дар жить в мире, согласии, любви и уважении с нашими братьями-мусульманами. И мы надеемся, что наше единство никогда ничем не будет испорчено, омрачено или разрушено.

Новости по теме

Митрополит Кирилл встретился с воспитанниками Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова)
Митрополит Кирилл встретился с воспитанниками Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова)

22 ноября, после Божественной литургии в храме праведного Иоанна Кронштадтского при КазДС, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл встретился с учащимися 11-го класса Ярославской губернской гимназии им. святителя Игнатия (Брянчанинова).

В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день
В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день

21 ноября в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день, приуроченный к престольному празднику домового Михаило-Архангельского храма Казанской духовной академии, действовавшей в 1797–1818 и 1842–1921 годах.

В праздник Архангела Михаила архипастыри Татарстанской митрополии совершили Литургию в храме Казанской семинарии
В праздник Архангела Михаила архипастыри Татарстанской митрополии совершили Литургию в храме Казанской семинарии

21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии состоялось соборное архиерейское богослужение.

Глава Татарстанской митрополии принял президента Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины Хамида Хадавимогаддама
Глава Татарстанской митрополии принял президента Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины Хамида Хадавимогаддама

20 ноября в Казанском епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла с президентом Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины Хамидом Хадавимогаддамом и директором по науке фонда Андреем Лукашевым.