15 января 2021 года, в день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме города Казани. В конце праздничного богослужения глава Татарстанской митрополии поздравил духовенство и мирян с престольным праздником храма и произнёс проповедь.
Практически не осталось людей, к кому можно прибегнуть, припасть на грудь, пролить слезу и получить утешение. Это оскудение человеческого рода в очередной раз свидетельствует, что у нас нет духовных плодов. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22-23). Избегают суда те, кто имеет эти великие плоды Святого Духа.
Но если мы скажем, что вообще всё пропало, то тоже будем неправы. Мы знаем, как Авраам обращался к Богу перед тем, как Бог излил Свой гнев на Содом и Гоморру. Вспомните, Великим Постом читаются эти выдержки из Ветхого Завета. По просьбе Авраама Господь был готов пощадить города ради десяти праведников, но не нашлось там и этого количества праведных людей, которые бы спасли грешников-горожан (см. Быт. 18:20-33). Мы с вами живы, а значит у нас есть ещё праведники, которые вымаливают нас у Бога.
Свет этой жизни закончится тогда, когда праведники исчезнут с лица земли. Может, они сейчас стоят среди нас, может быть, они где-то в другом месте — но они точно молятся за Казань и за все другие города, и за наш мир. Они есть, потому и мир до сих пор существует.
Будем стремиться к тому, чтобы в нас были эти плоды Духа — мир, любовь, радость и всё то, что что мы хотим видеть в других людях, но совершенно не взращиваем в своей душе и в своей жизни. Чтобы это было, преподобный Серафим советовал «стяжать дух мирен». «Стяжать» —значит работать, приобретать. Приобретение Духа Божия вначале поселит мир в сердце, а потом вокруг начнут спасаться люди. Но поскольку вокруг нас люди гибнут так же, как и мы, значит мы в этой жизни ничего ещё не сделали, не стяжали дух мирен.
Стремления нашей души, к сожалению, не имеют ничего общего с вечностью, с Духом Божиим. В этом разрыв нашего сознания. С одной стороны, мы вроде бы верующие люди, верим в Святую Троицу — в Отца и Сына и Святого Духа. Верим в загробную жизнь и в Царство Небесное. Но при этом похожи на книжников иерусалимских, которые верно ответили на вопрос Ирода, что царь Иудейский родится в Вифлееме, а сами туда не пошли.
Мы творим то же самое: «Где храм?» «Вот храм! Идите, молитесь», — а сами остаёмся в стороне. Отправляем людей молиться, а сами не молимся. Этот внутренний разрыв очень ощутим в жизни, потому что в ней нет цемента — праведников, той силы, которая отдельные камни соединяет в единое здание, в единое целое. Эта сила иссякает и в этом наша большая проблема.
Не будем у Бога требовать новых преподобных Серафимов или Сергиев, других святых угодников, но будем просить милости и прощения, чтобы Он смилостивился и покрыл Своей любовью наши немощи и чтобы мы смогли очистить свою душу для вхождения в жизнь вечную. И когда войдем, там будет и преподобный Серафим, и ангелы, и Пресвятая Богородица. И Сам Господь Вседержитель примет в этой вечной обители, чего желаю каждому из нас…