Лазарева Суббота — суббота шестой седмицы Великого поста, названная так в воспоминание величайшего чуда, совершенного Спасителем — воскресения четверодневного, уже смердящего Лазаря.
Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков, и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось, наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие. Но прежде Своих страданий, прежде Своей смерти и уничижения, Господь, желая подкрепить веру учеников Своих и даровать им упование на жизнь вечную, явил им победу над смертью. Мы знаем, как говорит Святое Евангелие, что Господь прежде страданий воскресил Лазаря. Это было великое чудо, которое потрясло весь Иерусалим. Лазаря многие знали в Иерусалиме, и когда его погребали, многие пришли, чтобы отдать ему последний долг. Его окутали многими пеленами, залили маслом, и он лежал во гробе. Господь одним только словом: “Лазаре, гряди вон! (Ин. 11, 43) поднял его. И хотя он уже смердил, хотя зловоние исходило от его тела, он послушался Творца своего, встал и пошел. И как говорит свт. Василий Великий, в этом чуде другое было чудо видно. Чудно было то, что он воскрес, и чудно было то, что он, обвитый пеленами, будучи похожим на колонну, залитую маслом, шел к своему Творцу. И многие, говорится в Евангелии, здесь уверовали в Господа, что Он не просто человек, пророк и учитель, а это — Бог, Творец неба и земли.
Воскресение Лазаря Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Иисуса Христа и всеобщем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника.