В Великий понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. Как Иосифа за его чистоту возненавидели братья, так и Иисуса Христа возненавидели иудейские начальники, ханжи и лицемеры. Братья продали самого младшего за 20 сребреников. Предательство-«продажа» Спасителя принесло Иуде Искариоту 30 сребреников, причем один из братьев Иосифа, придумавший продать его, приходится предателю тезкой. В Египте Иосифа оклеветали, посадили в тюрьму, потом он был оправдан, поднялся высоко в государстве, спас Египет от последствий неурожая, а позже простил и спас от голода своих братьев. И само имя, которое было дано фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах, означало Спаситель мира (Быт. 41:45). Так же и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих мучителей, дает всем возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии.
В Великий понедельник Церковь вспоминает также о засохшей смоковнице. На другой день после Входа Господнего в Иерусалим, когда Иисус вышел с апостолами из Вифании, «Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: «отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:12—14). И дерево засохло. Господь не раз предупреждал, что Суд Божий наступит внезапно — и все должны быть к нему готовы в любую минуту, даже до «времени собирания смокв».
И вот судьба смоковницы — прообраз судьбы не принявших Господа иудеев и, шире, всех, кто не примет Христа. Чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось и символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, вскоре и произошедшей. Образ смоковницы избран еще и потому, что, по библейскому преданию, именно ее листьями прикрылись согрешившие пред Богом своим непослушанием Адам и Ева.