Храм Воздвижения Креста Господня, село Кулаево

10268

Церковь действует
Год постройки: 1735—1762
Архитектурный стиль: Барокко
Адрес: Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Кулаево
Телефон: +7 (917) 3987620 (отец Александр, настоятель); Интернет-сайт: kulaevo1735.cerkov.ru
Духовенство: иерей Александр Карпухин

История храма

В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 год значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 году. По данным клировой ведомости за 1909 год значится, что церковь была построена в 1762 году помещиком бригадиром (воинское звание, соответсвующее генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 года, а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 года. Смоленский — 28 июля 1767 года, а о последнем — неизвестно. Престолов в церкви было три. В главной холодной церкви находился престол во имя Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны — во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

В 1825 году помещиком села был Иван Яковлевич Неслов. Спасское-Кулаево было одним из самых крупных сел Казанского уезда. До уничтожения крепостного права село состояло из нескольких слобод. Крестьяне, жившие рядом с храмом, являлись старообрядцами. Церковь находилась на горе посередине села. С отменой крепостного права большая часть крестьян (до 200 семей) переселилась в Казань. С их уходом церковь осталась в конце села. В 1867 году помещичью усадьбу и землю, находящуюся при ней, купил потомственный почетный гражданин казанский купец первой гильдии Измаил Искакович Апаков. Он приобрел землю вместе с мельницей и питейным домом от прежней владелицы Варвары Николаевны Пыхачёвой, которой имение досталось от матери коллежской советницы Анны Ивановны и брата Александра Николаевича Стрелковых в 1844 году. До прибытия Апакова население было русскоязычное, с его приездом на территории села снова стали расселяться татары в дачах (лесных караулках). В 1882 году был ряд пожаров, истребивших большую часть села (172 двора). Погорельцы при школе селились в Колкомерку Лаишевского уезда.

В соответствии с указом его императорского величества, данному 20 ноября 1845 года о распространении нормальных штатов на Казанскую епархию, церковь была причислена к четвертому классу, при ней находился священник, дьякон, дьячок, пономарь и просфира. Причту принадлежали церковные дома, устроенные на церковной усадьбе. Состав причта в течении 19-20 веков менялся. По сведениям клировой ведомости о Спасской церкви за 1815 года, по штату было положено иметь одного священника, одного дьякона, одного дьячка, одного пономаря. В 1877 году при содействии приходского священника А. Бокова была открыта земская школа. Часовен было две: первая — небольшая каменная часовня была сооружена одновременно со Спасской церковью и находилась при ограде у Святых ворот; внутри была уставлена иконами, на двери висел ящик для доброхотных пожертвований. Другая каменная часовня была устроена в 90-е годы 19 века одним из крестьян деревни Больших Дюртилей (сведений о дате освящения часовни не обнаружено). Приходские деревни — Ивановское, Никольское, Большие Дюртили, Малые Дюртили. Усадьба почетного гражданина Апакова состояла из девяти домов, водяной мельницы, пасеки.

В приходе Спасской церкви действовали учебные заведения: земская школа в селе Кулаево, открытая в 1891 году. При самой Спасской церкви существовала библиотека, ежегодно пополнявшаяся выписываемыми за счет церкви журналами и книгами. В Спасской церкви имелись археологические древности — кресло, сделанное из беспробного серебра и именовавшееся «креслом Петра Великого», и изображение сидящего в оковах Спасителя в терновом венце, вырезанное из дерева (сейчас находится в селе Кабаны).

В 1888 году все имение купил богатый помещик Осип Яковлевич Молотков. В 1890 году Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 метрах от берега реки Меша. Приезжал Молотков в Кулаево редко, дела вел управляющий Александр Гаврилович Криневский. Умер помещик в 1915 году в Сорочьих горах. Отпевали в Спасской церкви. После него помещиком стал его сын Яков Осипович, который нередко приезжал на машине в село (это было в диковину) и ребятам, бегущим за машиной, бросал конфеты и медяки. Узнав, что власть перешла к Советам, управляющий и прислуга бежали, захватив то, что смоги увезти.

Состояние храма на 1909 году было прочным, с такой же колокольней. Вокруг церкви существовала каменная ограда с железной решеткой. Престолов в церкви было три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны — во имя Смоленской Божией Матери; в теплом приделе с левой стороны — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В главной церкви иконостас был пятиярусный, в боковых храмах — двухъярусный. Икон, особенно чтимых не имелось, за исключением копий с икон Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика Пантелеймона с Афона.

В послеоктябрьский период церковь открывали пять раз. В последний раз закрыли в 1939 году. В этом же году сбросили 8 колоколов, одни из них 125-ти пудовый. На колоколах были выбиты фамилии мастеров, вес, год отлития и наименование церкви. С 1940-1958 годов в здании церкви были классы. Все фрески и росписи были уничтожены.

C 1998 года богослужения возобновлены, сначала в доме священника, где был смонтирован небольшой иконостас, затем, после посильного ремонта придела Смоленской иконы Богородицы, в храме.

Окончательно здание церкви было передано верующим в 2001 году. В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы.

Архитектурное описание

Спасская церковь — памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни — с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре — небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние — с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции — в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

Новости по теме

В Неделю 6-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил освящение Троицкого храма в селе Ципья
В Неделю 6-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил освящение Троицкого храма в селе Ципья

4 августа, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, митрополит Кирилл совершил великое освящение Троицкого храма в селе Ципья (Балтасинский район РТ).

Софийский приход Казани организовал познавательное мероприятие в возрождающемся сельском храме
Софийский приход Казани организовал познавательное мероприятие в возрождающемся сельском храме

20 июля на территории старинного храма Казанских святителей в деревне Люткино (Пестречинский район РТ) прошло познавательное мероприятие для семей. Командную игру для членов семей разных возрастов организовал Софийский приход города Казани в рамках

На территории старинного храма Казанских святителей деревни Люткино прошёл праздник, посвящённый небесным покровителям прихода
На территории старинного храма Казанских святителей деревни Люткино прошёл праздник, посвящённый небесным покровителям прихода

14 июля на территории старинного храма святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских в деревне Люткино (Пестречинский район РТ) прошёл сельский праздник «Гурьев день».

В Пестречинском благочинии состоялся фестиваль семейной культуры «Петровки»
В Пестречинском благочинии состоялся фестиваль семейной культуры «Петровки»

13 июля в селе Кощаково (Пестречинский район РТ) прошёл фестиваль семейной традиционной культуры «Петровки». Праздник проводился Комиссией по вопросам семьи, защите материнства и детства Казанской епархии по благословению митрополита