Казанская духовная академия располагалась в нагорной части города у площади, называвшейся Арским полем. Она представляла собой комплекс зданий в стиле позднего классицизма, построенных в 1846—1849 годах по проекту архитектора А. И. Песке. Комплекс состоял из главного здания, двух флигелей и просторного парка. До Октябрьской революции академия занимала целый квартал, ограниченный в настоящее время улицами Ершова, Вишневского, Чехова и Шмидта.
Главный трехэтажный корпус, размещавшийся в саду с большим отступлением от красной линии улицы, выходил северным фасадом на Арскую. От улицы его отделяла металлическая ограда с кирпичным цоколем и столбами. С восточной и западной сторон располагались флигели, возведенные в 1849 году. Там находились квартиры наставников. В 1887—1890 годах главный корпус обзавелся двумя трехэтажными пристроями. Позднее пристроями обзавелись и флигели.
Здание выполнено в характерном для XIX века строгом стиле. Экстерьер и интерьер сохранились частично. На главном фасаде присутствуют оригинальные элементы, датируемые 1848 годом. Академия была столь заметным явлением в Казани, что впоследствии в честь нее была названа находившаяся неподалеку слобода.
Духовная академия не случайно размещалась на окраине — для воспитанников было важно отрешение от городской суеты. Академия являлась закрытым учебным заведением: студенты жили в главном корпусе. Помимо аудиторий, в здании находились столовая, комнаты для отдыха и церковь во имя святого Михаила Архангела. Академический домовой храм был освящен 8 ноября 1848 года.
Последним настоятелем Михаило-Архангельской академической церкви был священник Филарет Великанов. Он родился 14 мая 1873 года в семье диакона из Верхнего Ломова. Окончив Пензенскую духовную семинарию, он работал псаломщиком в соборной церкви в Нижнем Ломове, преподавателем в Нижне-Ломовской воскресной школе и экономом в Краснослободском духовном училище, Тихоновском духовном училище и Пензенской духовной семинарии. 30 октября 1916 года был рукоположен в священника. В том же году был назначен на должность эконома Казанской духовной академии.
Кроме того, отец Филарет был священником Михаило-Архангельской академической церкви, что говорит о его пастырском таланте.
К Февральской революции и Октябрьской революции отец Филарет отнесся негативно. Октябрьская революция принесла террор и хаос, но он продолжал служение, полагаясь на волю Господа (нужно отметить, что значительная часть студентов покинула город, и начало учебного года было перенесено на неопределенный срок).
Вскоре после взятия города красноармейцами в академию поступила просьба от рабочего комитета завода братьев Крестовниковых разрешить отцу Филарету совершать требы и богослужения в Борисоглебской церкви. Приходам требовалась помощь: многие священники покинули город вместе с белочехами, и кому-то было нужно отпевать и хоронить погибших горожан. Академия и Епархиальный Совет удовлетворили просьбу комитета, и священнослужитель стал для рабочих духовным отцом. Он провожал в последний путь умерших и убитых, а также крестил новорожденных.
10 октября 1918 года председатель ЧК Лацис на основании ложных показаний выписал ордер на арест священника Филарета Великанова, а 22 октября того же года утвердил смертный приговор, вынесенный военно-полевым судом. В вину священнику вменялось участие в контрреволюционной деятельности. 11 ноября 1918 года отца Филарета расстреляли.