Роль митрополита Казанского Ефрема в истории России и его Евангелие

3327

11 июля (21 июля по новому стилю) 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Примечательно, что «новая» жизнь государства Российского началась в день обретения Казанской иконы Божией Матери. Кроме того, святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский, первым из высших духовных лиц подписал грамоту об избрании Михаила Федоровича, пребывая в это время в Москве. Именно он в отсутствие патриарха Филарета, находившегося в плену в Польше, и новгородского митрополита Исидора, который не мог прибыть из оккупированного шведами Новгорода, был самым высокопоставленным архиереем. 11 июля 1613 года святитель Ефрем венчал Михаила Федоровича на царство.


«…от него же и взведен на государство …»

Около 400 лет назад Русское государство оказалось втянутым в многолетнюю Смуту, вызванную борьбой за московский престол между законными и незаконными претендентами на корону. В течение 15 лет страна переживала кровавые междоусобные конфликты и хозяйственную разруху, гражданскую войну и иностранную интервенцию. Сохранить государство от окончательного развала могло лишь восстановление государственной власти, и первым шагом на пути к объединению стало избрание нового царя.

В качестве возможных претендентов на корону выдвигались родовитые русские князья и дети татарских ханов, но после многих споров и интриг выбор пал на 17-летнего Михаила Романова, который приходился двоюродным племянником последнему царю Федору Ивановичу и принадлежал к одному из наиболее древних московских боярских родов.

Окончательное решение о выборе нового государя должен был принять Земский собор. Во все города были разосланы грамоты с просьбой прислать выборщиков из числа духовенства и боярства, воевод и выборных из ополчения, и прочих сословий. После многочисленных обсуждений и дебатов 21 февраля 1613 года было объявлено о том, что новым царем избран Михаил Федорович Романов.

Будущий царь в это время находился далеко от Москвы, — в костромском Ипатьевском монастыре. Именно туда 14 марта прибыло посольство и стало просить Михаила Федоровича и великую государыню инокиню Марфу Ивановну принять престол, но в ответ вместо радости услышали «плач с великим гневом»[1]. Шесть часов подряд послы слезно молили о милости и не получали согласия, пока не использовали последнее средство — умоление иконой. С чудотворным образом стали они просить и говорить о том, что наступит скорбь и печаль, поскольку государство будет окончательно разорено неприятелями, а православная вера будет расхищена. За все это и за кровь невинных жертв Бог взыщет с Марфы и Михаила[2].

После согласия нареченный царь не стал спешить в Москву. Долгие семь недель процессия во главе с Михаилом Романовым добиралась до Москвы, и все это время в Москву и к самому царю приходили грамоты и целовальные записи о присяге на верность новому государю. Не все города сразу приняли нового царя. Опыт предыдущих лет заставлял местные власти с осторожностью относиться к коронациям очередного правителя Земли Русской. Среди областей, занявших выжидательную позицию, оказалась Казань, служилая знать которой не спешила присылать выборщиков на собор и не отвечала на грамоты из Москвы. Лишь 25 марта были привезены грамоты о присяге всех казанцев во главе с митрополитом Казанским и Свияжским Ефремом на верность Михаилу Романову.

Окончательный и бесповоротный переход казанских служилых людей и особенно митрополита Казанского и Свяжского стало одним из важнейших факторов легитимации нового царя. После смерти в 1612 году патриарха Гермогена Казанского митрополит Ефрем, пользовавшийся особым авторитетом и почитанием в православной церковной иерархии, закономерно был поставлен во главе Русской Церкви, хотя и без сана патриарха.[3] В качестве самого авторитетного государственного деятеля в Поволжье он смог предотвратить мятеж в Свияжске и присягу свияжского военного гарнизона королевичу Владиславу. Именно ему было предназначено совершить важнейший государственный акт в истории России — благословить и венчать на царство нового государя.

Между тем, новый царь со своей свитой решился наконец двинуться в Москву. По пути к окружению нареченного царя прибывало множество служилых людей. Тогда же к царской свите присоединился казанский митрополит Ефрем, которому в дороге пришлось со всем пылом опытного проповедника убеждать государя в правильности его выбора и наставлять его на «устроение» Русской земли. Митрополит, как и Михаил Федорович, были свидетелями участившихся грабежей, разбоев и бездеятельности бояр, которые разъедали российскую государственность. Как мог, он поддерживал нового государя, и позднее в своей речи на коронации обосновал его полные права на российский престол.

Торжественное венчание было решено провести 11 июля, в канун дня рождения царя, в Успенском соборе Московского Кремля. Для церемонии коронации был написан новый Чин, образцом для которого послужили чины венчания прежних царей с новыми дополнениями. В соборе было устроено царское место — на помост, обитый красным сукном, поставили два трона: золотой персидский трон для царя и «стул» для митрополита Ефрема. Под пение многолетия царь вошел в собор, помолился и приложился к иконам, и после этого получил благословение от Ефрема. После торжественного молебна царь вместе с митрополитом поднялись на помост, где митрополит Ефрем благословил и венчал царской шапкой Михаила Федоровича — первого представителя династии Романовых в России[4].

В церемонии коронации участвовали и другие представители казанского духовенства — Свияжский архимандрит Корнилий и архимандрит Митрофан казанского Спасо-Преображенского монастыря, которым было поручено принести для церемонии венчания царские регалии — скипетр и яблоко.

Но не только регалии, хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, являются свидетелями столь важного события в истории российского государства. Сохранились и другие реликвии, связанные с именами очевидцев и участников коронации Михаила Романова.

Вот уже многие десятилетия в коллекции рукописных и старопечатных книг Национального музея Татарстана хранится уникальный экземпляр православного книжного искусства — Евангелие XVII века. Оно поступило в музейное собрание в 20-е годы XX века, когда повсеместно закрывались малые и большие храмы России.

Был закрыт и Кафедральный Благовещенский собор — главный храм Казанской епархии с 1552 по 1918 год. Именно в Кафедральном соборе совершались рукоположения в священники Казанской епархии, вели службы архиепископы и митрополиты Казанского края. Собор всегда находился под пристальным вниманием правящих кругов российского государства. Каждый считал своим долгом и честью сделать вклад в соборную ризницу. Еще писцовая книга Казани 1566-68 гг. отмечает богатство и роскошь «соборной утвари»[5].

На службах в соборе присутствовали все российские императоры, почтившие Казань своим приездом — Петр I и Екатерина II, и все российские императоры после нее, а также многочисленные представители императорского дома. Пользуясь столь щедрым вниманием государственной казны, в Кафедральном соборе была собрана богатая ризница православных реликвий: иконы с дорогими золотыми и серебряными окладами, ценнейшие облачения и церковные сосуды, святыни с мощами местных святителей, богатое собрание духовных книг.

После закрытия собора в 1918 году многие исторические ценности ризницы оказались безвозвратно потеряны, чудом оставшиеся — конфискованы в 1921 году и переданы в библиотеку Казанского университета и Центральный музей ТАССР (ныне Национальный музей РТ). В число музейных поступлений вошло и упомянутое Евангелие, которое более известно как Ефремово Евангелие. Название пошло от вкладной надписи на последних страницах книги:

«При державе государя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца. Дал вклад в дом пречистыя богородицы в соборе в Казани чеснаго и славного ея благовещения сию книгу глаголемую Евангелие напрестольное смиренном Ефрем(ом) митрополит Казанский и Свияжский души своей в вековечный поминок. Лета 7122 (1613) от него же и взведен … на гдрство (государство) царствия царя и великий княз(ья) Михаил Федорович Всея Руси … труды и тщащением еще прописася сие Евангелие Казанского и Свияжского златом и кваны г(осу)д(а)р(е)ва Парфеном … по ресу Богдана Перфирьева с(ы)на ….».

Сама книга является уникальным памятником русского печатного и оформительского искусства и связана с именем замечательного мастера, одного из первопечатников России — Онисимом (Анисимом) Михайловичем Радишевским. Имя мастера становится известным в Москве в начале XVII века. Историки предполагают, что прибывший из Волыни печатник, возможно, учился печатному делу у самого Ивана Федорова. В 1605 году О. Радишевский открыл вторую в Москве «печатную избу», где одной из первых книг было напечатано Евангелие, ныне хранящееся в Казани.

Ефремово Евангелие представляет собой книгу из крупных листов бумаги размером в форматный лист. Оклад книги достаточно простой по оформлению. Его украшают по углам и в центре обычные чеканные серебряные дробницы — на четырех наугольниках изображены сидящие евангелисты, на средник дано изображение образа Христа.

Сам текст и все украшения выполнены типографским способом, но заглавные буквы и заставки расписаны вручную очень изящно и тщательно, украшены растительным орнаментом. Однако главное отличие этого Евангелия от других — красота и изящество цветных миниатюр и орнаментов, выполненных поверх печатного контура разноцветными красками. Сохранилось имя мастера, который создал на страницах книги удивительно яркие и гармоничные цветочные миниатюры и образы евангелистов — художник Парфений.

Для работы над оформлением книги мастер Парфений выбрал шесть цветов красок, но преобладающими в миниатюрах являются красный, желтый и синий цвета. Кроме красок, для узоров им были использованы твореные золото и серебро, что почти не встречается в книжном оформлении этого времени. Именно золото и серебро придают иллюстрациям свежесть и яркость красок, несмотря на прошедшие века. Художник не только покрыл разноцветными красками напечатанные узоры и заглавные буквы, но и взял на себя смелость создания новых композиций растительного и зооморфного характера. Нередко поверх печатных буквиц идут совершенно иные узоры, выведенные твердой рукой мастера. Яркое и талантливое художественное исполнение заглавных букв, концовок и изображений четырех святых евангелистов на отдельных листах придают особую ценность этому экземпляру печатной книги, отпечатанному в Москве в 1606 году[6].

В связи с наличием вкладной надписи и восхитительными художественными достоинствами книги существуют предположения, что это Евангелие могли специально подготовить к коронации Михаила Романова, или могли расписать и поднести митрополиту Ефрему, высшему иерарху Православной Церкви, как участнику «венчания на царство». Казанский искусствовед П.М. Дульский отмечал, что существует еще один образец печатного Евангелия 1606 года издания, но его оформление не идет ни в какое сравнение с казанским экземпляром.

Сам митрополит Ефрем умер в 1613 году и, можно предположить, что, понимая значимость участия в венчании нового правителя на российский трон и изумительную, художественную красоту Евангелия, по его распоряжению была сделана эта вкладная надпись. Все это делает Евангелие не просто уникальным шедевром российского книжного дела, но и свидетелем важнейшей вехи в истории российской государственности — становлении новой династии российских царей. О биографии митрополита известно довольно мало, но вкладная надпись вошла в историю и сослужила свою службу — ныне это Евангелие чаще всего упоминается как Ефремово Евангелие…


[1] Сказание Авраамия Палицына. СПб., 1909. — С. 91

[2] Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты. М., 2005. — с. 151

[3] Знаменский П.В. История русской церкви. М., 2000.— с. 226

[4] Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996. — с. 25.

[5] Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI-начало XX вв.). Казань, 1998. — С.11

[6] Дульский П.М. Памятники Казанской старины. Казань, 1914 — с.26

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.