Священномученик Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич; 20 августа 1880 года, город Ковель Волынской губернии — 23 января 1938 года, Ухтпеслаг, село Кылтово, Коми АССР), митрополит Одесский и Херсонский.
Родился в семье чиновника. Окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую духовную семинарию, в 1900 году поступил в Киевскю духовную академию. В 1903 года, будучи студентом 4-го курса, митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 года во иерея. Окончив академию в 1904 году в числе первых студентов, отец Анатолий был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 года назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента Киевской духовной академии.
В 1905/6 году иеромонах Анатолий был командирован в Константинополь для занятий в Археологическом русском институте. Работал с рукописями Патриаршей библиотеки. В 4 августа 1911 года за сочинение «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» иеромонаху Анатолию присудили премию митрополита Макария (Булгакова).
29 августа 1911 года возведен в сан архимандрита.
С 11 января 1912 года экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 года, совет КДА постановил присудить архимандриту Анатолию премию имени проф. В. Ф. Певницкого.
С 8 июня 1912 года назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 года переведен в Казанскую духовную академию на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви.
29 июня 1913 года в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония архимандрита Анатолия во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, которую возглавил митрополит Московский святитель Макарий (Невский). С 1913 года епископ Анатолий являлся председателем казанского Историко-археологического общества, а также братства святителя Гурия Казанского.
После начала первой мировой войны в Казани под председательством владыки Анатолия был учрежден комитет по военным нуждам. Архипастырь призывал к пожертвованиям на лазарет, открытый при академии, просил приходских священников организовать помощь семьям погибших воинов. Монастыри епархии постановили открыть в Казани свои лазареты. Когда линия фронта отодвинулась на восток, Казанская епархия готовила временные помещения для КДА, киевского Братского монастыря и Волынского женского духовного училища. Епархиальный съезд, проходивший в Казани 18-26 августа 1915 года, обязал все духовенство епархии делать ежемесячные взносы для оказания помощи беженцам. 28 октября 1915 года КазДА посетила преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, приехавшая в Казань на погребение схиархимандрита Гавриила (Зырянова), в отпевании которого участвовал епископ Анатолий.
Епископ Анатолий принимал участие в Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг.
После издания советской властью в январе 1918 года декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в России были закрыты почти все старые духовные учебные заведения, епископу Анатолию удалось на некоторое время сохранить Казанскую духовную академию и ее преподавательский состав. Осенью 1918 года Высшее Церковное Управление при святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России, посоветовало епископа Анатолию воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Заведующий Казанским губернским отделом народного образования согласился с существованием частного духовного учебного заведения, епископу Анатолию были выданы государственный штамп и печать. Поскольку здание академии было отобрано, лекции читались на дому у профессоров, совет КазДА собирался на квартире ректора. Содержалась академия сначала на собственные средства, затем на церковные пожертвования и на отчисления Высшего Церковного Совета. Владыка Анатолий вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивал его благословение на те или иные действия по академии, ставил Святейшего Патриарха в известность обо всем в ней происходившем.
К 1921 году ВЧК удалось установить контроль над перепиской святителя Тихона, в марте 1921 года в ЧК попали письма епископа Анатолия, касающиеся деятельности КазДА. Ознакомившись с ними, заместитель председателя вместе с юрисконсультом ВЧК направил записку начальнику 8-го отдела Наркомюста П. А. Красикову, в которо сообщалось:
«Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» (ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-1780. Т. 6. Л. 132).
26 марта епископ Анатолий был арестован. После допросов ректора и профессоров выяснилось, что академия существует, идут занятия и лекции, проводится набор учащихся, преподаватели получают денежное вознаграждение, регулярно в квартире епископа собирается совет академии, который обсуждает вопросы о назначении профессоров, об отпуске и увольнении их, о приеме и увольнении студентов, о порядке и системе занятий и т. п. Однако, если состав профессоров ЧК установила, то имен обучающихся узнать не удалось. После обысков ЧК не нашла списков студентов, а на допросах ректор и профессора заявили, что таких списков не велось, что невозможно точно указать число учащихся, которых было не менее 15 и не более 30. На вопрос следователя, принимались ли меры к легализации академии, владыка Анатолий ответил, что не находил нужным что-либо делать, т. к. считал существование академии легальным и дозволенным. Епископ Анатолий был приговорен к году принудительных работ и освобожден через 9 месяцев, т. к. ему зачли срок предварительного заключения.
28 февраля 1922 года епископ Анатолий был назначен на кафедру в Самару, 24 февраля 1923 года Самарское ГПУ арестовало епископа. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени. Владыка сумел доказать, что это фальшивка, 4 августа он был освобожден и в сентябре Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа. 18 сентября Самарское ГПУ вновь арестовало архиерея, теперь он был обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан в город Красноводск (Туркмения) на 3 года.
В 1927 году по окончании срока ссылки архиепископ Анатолий вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1928 году архипастырь был назначен на Одесскую кафедру и 1 июля прибыл к месту служения.
21 октября 1932 года ввиду пятилетия деятельности Священного Синода все его члены, имевшие на тот момент сан архиепископа, в т. ч. архиеписком Анатолий, были возведены в сан митрополита с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.
Время служения митрополита Анатолия в Одессе совпало с одним из тяжелейших периодов гонений на Русскую Церковь. В некоторых областях, особенно в Молдавской АССР, входившей тогда в состав Одесской епархии, были закрыты почти все храмы; в Одессе были взорваны Преображенский кафедральный собор, здание военного Свято-Сергиевского собора, храм святителя Николая в порту и др. В 1931 году в Одессе были арестованы и приговорены к заключению более 20 священнослужителей — лучших проповедников в городе. Митрополита беспрестанно вызывали на допрос в НКВД, иногда поднимая с постели глубокой ночью. Представители властей врывались в храм во время праздничного богослужения с требованием, чтобы митрополит Анатолий немедленно прибыл в НКВД. Кроткий и смиренный, архипастырь в этих случаях твердо отвечал, что не прервет богослужение и явится туда только после его окончания. После богослужения митрополит Анатолий ехал в НКВД, где его заставляли ждать в коридоре, следователь издевался над ним, кричал и топал ногами, после чего отпускал домой.
В 1934-1935 гг. временно управлял Харьковской епархией.
В ночь с 9 на 10 августа 1936 года митрополит Анатолий был арестован и 13 августа перевезен в следственную тюрьму в Киев. На допросах он отверг предъявленные обвинения. 8 октября следствие было закончено, митрополит Анатолий был обвинен в том, что «связался с католическим ксендзом г. Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вел антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путем в контрреволюционном направлении». Митрополит Анатолий написал протест начальнику 8-го отделения СПО НКВД Украины, который вел следствие, прося передать его вместе с делом прокурору по спецделам и в Особое совещание при НКВД СССР.
Состояние здоровья митрополита Анатолия в это время было очень тяжелым: в тюрьме обострилась язва желудка, владыка почти не мог ходить. 16 декабря 1936 года Главное управление гос. безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Следователи НКВД пытались добиться от владыки подтверждения домыслов о его встрече с высокопоставленным католическим деятелем с целью организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. Архиерей категорически отверг все эти обвинения, сказав, что встреча состоялась лишь потому, что католик интересовался богословскими и церковно-историческими вопросами.
21 января 1937 года ОСО при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к 5 годам заключения в ИТЛ. 27 января он был отправлен этапом в распоряжение Ухтпечлага НКВД. Только часть пути этапы проезжали по железной дороге, затем узники должны были идти пешком — по снегу, невзирая на суровую зиму. Больной митрополит с трудом передвигался, охрана подгоняла его прикладами. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, затем снова гнали пешком. 14 февраля 1937 года этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Первое время митрополит Анатолий не работал, т. к. не хватало конвоя для сопровождения, в мае его стали выводить на общие работы. В июне владыка заболел крупозным воспалением легких.
В октябре 1937 года митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. Болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что владыка почти ослеп и в ноябре-декабре не смог выполнить норму. В январе 1938 года состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от митрополита Анатолия потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, которые были с ним в тюрьме и в концлагере, — священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь.
13 декабря 1997 года Определением Синода УПЦ митрополит Анатолий причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года внесен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.
Память священномученика Анатолия, митрополита Одесского совершается 23 января (по н.ст.), в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых.
Источники
Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. л. 75. 118; Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. № 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. № 269-П-38; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837.
Соч.: Письма с Востока // ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев // Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова // Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог) // Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла // ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ // ПС. 1913. Сент. С. 1-7.
Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72.