30 января 2018 года исполняется 137 лет со дня рождения архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева)
Начало XX века в России было ознаменовано беспрецедентными гонениями на Православную Церковь. Именно Церковь большевики считали своим первым врагом. Однако ситуация изменилась в 1940-х годах.
Послевоенные годы в СССР отмечаются различными историками, как период правительственного благоволения. Так в постановлении СНК ССР от 22 августа 1945 года местным органами власти было предложено «не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и селах, используя имеющиеся колокола», этим же постановлением было узаконено функционирование монастырей. Частично были возвращены мощи, изъятые в 1920-х, в Москве был закрыт Центральный антирелигиозный музей. В общем же 1945-1953 года были временем наиболее положительной для Церкви активности власти[1].
По мнению Б.А. Филиппова такой поворот в области церковной политики связан с желанием Сталина установить контроль над всеми православными общинами мира. Предпосылками тому послужили возросший в годы войны авторитет России, а также возвращение в лоно Церкви части русской эмиграции[2].
Одним из тех, кто был переведен из-за границы вглубь страны, стал архиепископ Сергий (Королев). Архипастырь прибыл в Казань 26 сентября 1950 года и отслужил первое богослужение в кафедральном Никольском соборе[3]. Собственно богослужения и дела милосердия стали основной формой активности Преосвященного Сергия. Так Уполномоченный Совета по делам РПЦ по ТАССР Клочков в своем докладе от 16 декабря 1950 года пишет: «Архиепископ Сергий никаких особых мероприятий не провел, но он ввел в казанских городских церквях ежедневную службу. Ежедневно их посещает и часто служит сам. Этим он достиг того, что верующих стало больше ходить в церковь и поднял свой авторитет»[4]. Также архиепископом Сергием была установлена традиция пения акафиста в честь Казанской иконы Божией Матери на воскресной вечерне[5].
За годы правления архиепископа Сергия не было закрыто ни одного храма, однако и новых открыто не было, хотя владыка Сергий в устной форме жаловался уполномоченному на нехватку церквей[6].
Лично с уполномоченным Н. Клочков Преосвященный Сергий общался нечасто. В отчетах за 1950-52 годов только однажды упоминается о личной встрече, произошедшей в первом квартале 1951 года. Из сведений, предоставленных Клочковым, можно понять, что на встрече решались вопросы рабочего характера, связанные с переездом архиепископа Сергия в Россию. Однако также упоминается об оригинальном характере ответов архиепископа Сергия на поступившие уполномоченному анонимки. Например, на анонимку от «группы врачей» с жалобой о том, что после крещения дети заболевают и умирают, Преосвященный ответил: «От крещения не может быть заболеваний, а если заболевают и умирают, на то есть воля Божия»[7].
Ещё одним фактором отсутствия открытых гонений на архиепископа Сергия могло послужить его личное знакомство с Г.Г. Карповым[8]. Сам Карпов придерживался той же политической линии в отношении Церкви, что и Сталин. Однако распоряжения уполномоченного об открытии храмов, а также принятие других благоприятных для Церкви решений часто не исполнялись по приказу местных властей[9].
По воспоминаниям современников архиепископа Сергия местные власти ТАССР не трогали. Так Преосвященный Сергий до конца своей жизни, раздавая милостыню, ходил по городу в подряснике[10].
Архиепископ Сергий (Королев). Духовная жизнь в миру
Последним аспектом рассматриваемой проблемы может быть лояльное отношение самого архиепископа Сергия к власти Советов. Так посетив Москву в 1947 году, владыка писал: «Я увожу светлое впечатление от жизни и деятельности Русской Православной Церкви»[11]. Затем, вернувшись на Родину в 1950 году он на проповедях и в личном общении не раз говорил: «Всякая власть от Бога. Мы получили то, что заслужили»[12].
Вместе с тем, несмотря на столь благосклонное отношение к Преосвященному Сергию со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, при погребении святителя разрешение на торжественное перенесение мощей из дома на Лесгафта, где жил архиепископ Сергий, в храм Ярославских чудотворцев так и не было получено[13].
В своей архипастырской деятельности владыка Сергий покровительствовал таким священникам, как Феодор Троицкий. Когда в 1952 году у отца Феодора произошел конфликт с настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери города Чистополя, то архиепископ Сергий остался на стороне Троицкого.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: отсутствие факта открытых гонений неудивительно, в силу изменившейся госполитики СССР по отношению к Церкви; активность архиепископа Сергия проявлялась только в области духовной жизни, никаких политических акций Преосвященный Сергий не проводил; посещая Родину, владыка писал о положительных моментах в развитии Русской Православной Церкви, что импонировало Советским властям; не смотря на то, что открытых гонений не было, свободы действий архиепископ Сергий всё же не имел.
[1] Филиппов Б.А. Очерки по истории России. XX век: Учеб. Пособие. Москва, 2009. С. 456
[2] Там же. С. 455
[3] По другой версии, архипастырь прибыл в столицу Татарии в августе 1950 г.
[4] НАРТ. ф. 15, оп. 6, д. 2347. л. 6.
[5] Сергий (Королев), архиеп. Казанская икона Божией Матери// ЖМП. 1952. №7. С.49
[6] ЦГА ИПД РТ. ф. 15, оп. 6, д. 2341. л. 36
[7] ЦГА ИПД РТ. ф. 15, оп. 6, д. 2347. л.37.
[8] Б.Л. Черкес. Пребывание Г.Г. Карпова (Воспоминания)// ЖМП. 1946. №8. С .9
[9] Филиппов Б.А. Очерки по истории России. XX век: Учеб. Пособие. Москва, 2009. С. 460
[10] Интервью с насельником Раифского Богородицкого монастыря Казанской епархии схигуменом Сергием Златоустовым. 12.03.16 [Видеоматериал] Из личного архива автора.
[11] Сергий (Королев), архиеп. Впечатления архиепископа Венского Сергия, Патриаршего Экзарха Средне-Европейских Русских Церквей о посещении Москвы в октябре- ноябре месяце 1947 г.// ЖМП. 1947. № 12. С.43
[12] Интервью с насельником Раифского Богородицкого монастыря Казанской епархии схигуменом Сергием Златоустовым. 12.03.16 [Видеоматериал] Из личного архива автора.
[13] Липаков Е.В. Архипастыри Казанские 1555-2007. Казань, 2007. С. 396.