На кафедре с 8 сентября 1690 года по 21 августа 1698 года
К сожалению, мы мало что знаем о митрополите Маркелле, занимавшем Казанскую кафедру 8 лет. Он происходил из южных славян, но приехал ли он в Россию сам или с родителями — неизвестно. Его мирское имя и фамилия[1] неизвестны, до пострижения в монашество он много лет служил переводчиком в Посольском приказе. Это была должность, требовавшая высокой квалификации. Обязанностью переводчиков была работа с документами (те, кто переводил устную речь, назывались толмачами и стояли намного ниже на служебной лестнице). При этом переводчик должен был не только переводить иностранные тексты на русский язык, но грамотно и без смысловых ошибок перелагать на иностранные языки письма царя иностранным монархам. В основном, переводчиками Посольского приказа служили иностранцы. Независимо от происхождения, по своему статусу они были приравнены к московским дворянам. Владыка Маркелл владел греческим, латинским, немецким, польским, турецким языками.
Дата пострижения владыки Маркелла неизвестна, но, скорее всего, это произошло в начале правления патриарха Иоакима, то есть в 1674 году. Его опыт государственной деятельности был учтен, он был сразу рукоположен во иеромонаха и несколько лет был судьей на патриаршем дворе, в Тиунской палате, то есть разбирал гражданские споры между служащими патриаршего дома и многочисленными патриаршими крестьянами. В 1679 году он стал архимандритом известного Свенского Успенского монастыря в Брянске, 21 марта 1681 года был рукоположен во архиепископа Суздальского и Юрьевского, а уже 6 сентября 1681 года был переведен митрополитом в Псков. Вероятно, карьере митрополита Маркелла способствовал царь Федор Алексеевич, любивший латинский и польский языки и покровительствовавший образованному духовенству. Русский полководец, шотландец Патрик (Петр Иванович) Гордон, убежденный католик, покинувший родную страну из-за преследований кальвинистов, называл владыку Маркелла ученым и приятным человеком (gelehrte und feine Mann), писал о его любезности и обходительности, веротерпимости к инославным христианам (Каtoliken und anderen Verwandten)[2].
В Пскове митрополит Маркелл использовал свой опыт дипломата и знание языков. В переговорах со шведскими властями и магистратом города Ревеля (Таллинна) ему удалось добиться разрешения восстановить в Ревеле старинную православную Никольскую церковь, которую он сам освятил 1 мая 1686 года[3].
После смерти патриарха Иоакима владыка Маркелл был возможным кандидатом на патриарший престол. По свидетельству Гордона, его поддерживали многие из архиереев и молодой царь Петр. Но царица Наталья Кирилловна и большинст-во архимандритов и игуменов стояли за митрополита Адриана, который и был избран. Гордон ут-верждал, что консервативному духовенству не нравилась образованность псковского митрополита, из-за которой он склонен будет благоприятствовать иноверцам. Один из архимандритов якобы подал царице Наталье сочинение, обличающее владыку Маркелла в ереси[4].
Владыка Адриан был избран патриархом, но не стал преследовать своего реального или потенциального соперника. Указом патриарха Адриана 8 сентября 1690 года митрополит Маркелл был перемещен на Казанскую кафедру, которую только что освободил он сам, и, таким образом, стал третьим в церковной иерархии — после патриарха и митрополита Новгородского. Уже 19 октября владыка Маркелл прибыл в Казань.
За время его управления Казанской епархией не произошло заметных событий, кроме очередного мощного пожара 1694 года, во время которого пострадал Кремль, сгорел собор Спасо-Преображенского монастыря и были повреждены мощи святителя Варсонофия.
Почти все правление митрополита Маркелла продолжались капитальный ремонт и перестройка кафедрального Благовещенского собора. Впервые при владыке Маркелле были расписаны стены и свод кафедрального собора.
Владыка Маркелл продолжил начатое при митрополите Адриане строительство Кизического монастыря, который был его летней резиденцией. При нем в первой половине 1690-х гг. были построены главный каменный Введенский храм с приделом Кизических мучеников, отдельно стоящая шатровая колокольня, которые были снесены в советское время. Сохранилась надвратная Владимирская церковь, ныне действующая в возрожденном Кизическом монастыре.
В загородном архиерейском доме на озере (Новом Иерусалиме) при владыке Маркелле был построен сохранившийся до наших дней без перестроек храм Обновления Храма Воскресения Хрис-това и архиерейский корпус с домовой церковью (перестроенный во второй половине XVIII века).
В отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского университета сохранилась принадлежавшая Маркеллу книга «Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелиста Иоанна», московской печати 1686 года, с двумя надписями: «Сия книга Маркелла митрополита Псковского келейная» и «Сия книга Преосвященого Маркелла, митрополита Казанского и Свияжского келейная»[5].
Митрополит Маркелл скончался 21 августа 1698 года и был похоронен в кафедральном Благовещенском соборе, под алтарем, рядом с митрополитом Лаврентием, его могила не сохранилась.
Примечание
1. Фамилия у владыки Маркелла, как у служащего в Приказе, конечно, была. Вполне вероятно, что, в отличие от многих других казанских архиереев, мирское имя и происхождение владыки Маркелла можно выяснить, но это требует большой работы с документами XVII века.
2. Tagebuch des Generals Patrick Gordon. — SPb., 1851. — B.2. — S. 311-315.
3. Насколько нам известно, это была единственная в XVII веке поездка русского православного архиерея в протестантскую страну.
4. Там же. — С. 318-319.
5. Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского. Единица хранения В-174196.