Архиепископ Казанский и Свияжский Серафим (Александров)

4238
Фото

На кафедре: с 11 августа 1933 года по 25 декабря 1936 года

Дмитрий Александрович Александров родился 19 октября 1867 года в селе Никитине Карсунского уезда Симбирской губернии в семье чиновника. Еще во время обучения в Саратовской духовной семинарии проявил особый интерес к расколу, участвовал в полемике со старообрядцами и в 1889 году, по окончании семинарии, стал помощником Саратовского епархиального миссионера. После вступления в брак в 1890 году был рукоположен во диакона, а в 1891 году — во священника и продолжал служить помощником епархиального миссионера, а с 1894 года — епархиальным миссионером, хотя эта должность предусматривала наличие высшего духовного образования. С введением с апреля 1905 года свободы вероисповедания условия деятельности миссионеров усложнились, теперь в их руках не было административных рычагов. В борьбе со старообрядцами можно было действовать только полемикой. В 1906 году отец Димитрий опубликовал в Самаре небольшую брошюру «К вопросу о Белокриницкой, или Австрийской, иерархии», в которой обосновывал неканоничность старообрядческих архиереев, а в 1907 году выпустил более солидный труд в двух томах — специально подобранный свод цитат из творений Святых Отцов, как тех, которыми широко пользовались старообрядцы, так и тех, которые, по мнению отца Дмитрия, опровергали старообрядческие утверждения [1].

В 1906 году протоиерей Димитрий Александров принимал участие в Предсоборном присутствии, был членом его четвертого отдела.

Его миссионерская деятельность внезапно прервалась в 1909 году. Можно предположить, что отставка отца Дмитрия с должности епархиального миссионера была обусловлена разногласиями с епархиальным архиереем, которым был прославлен недавно как новомученик Гермоген (Долганов), известный своей принципиальностью и испортивший отношения со многими особами, намного более влиятельными, чем епархиальный миссионер. В 1909 году отец Димитрий перешел на епархиальную службу, покинул Саратовскую епархию и стал настоятелем Воскресенской церкви в Витебске и членом Полоцкой епархиальной консистории (центром Полоцкой епархии был Витебск), но в 1910 году возвратился к миссионерской деятельности, став Оренбургским епархиальным миссионером.

В 1913 году Дмитрий Александрович овдовел, постригся и 14 января в Оренбурге архиепископом Мефодием был рукоположен в епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. Само по себе рукоположение во епископа человека без высшего духовного (иногда высшего светского) образования было в XIX — начале XX вв. большой редкостью, а если такие случаи и бывали, то рукополагались особо заслуженные настоятели монастырей. Отец Серафим же не имел даже звания архимандрита, ему было 46 лет, в таком возрасте далеко не все монашествующие с академическим образованием становились архиереями. В 1916 году он стал епископом Челябинским, первым викарием Оренбургской епархии. С марта 1917 г. по ноябрь того же года временно управлял Екатеринбургской епархией, вместо уволенного Временным правительством епископа Серафима (Голубятникова), отказавшегося признать Февральскую революцию.

На Поместном соборе 1917 года епископ Серафим был секретарем Соборного епископского совещания, а 19 марта 1918 года стал уже епархиальным архиереем — епископом Полоцким и Витебским. Территория Витебской губернии была оккупирована немцами и, в соответствии с только что подписанным Брестским миром, хотя и не отторгалась от России, но оставалась под оккупацией до конца войны. Таким образом, назначение владыки Серафима не могло состояться без соглашения как с большевистским правительством, так и с правительством Германии. Впрочем, по другим данным, в Витебск он так и не выехал, 22 апреля был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии, с сентября того же года управлял епархией, а в начале 1919 года официально стал епархиальным епископом Тверским и Кашинским. В 1920 году епископ Серафим был назначен членом Синода, с этого времени он управлял епархией номинально, находился, в основном в Москве, при патриархе Тихоне в 1922 году был возведен в сан архиепископа. Еще в 1921 году по поручению Патриарха он занимался переговорами с обновленцами, причем, не переходя в обновленчество, старался примирить обновленцев с Патриархом. В эти годы он, как и многие архиереи, не раз подвергался репрессиям. Первый раз владыка был арестован Тверской ГубЧК в 1920 году, но через несколько дней отпущен. 4 апреля 1922 года в Москве он был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ, а с июня 1922 года по февраль 1923 года находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда в Тверскую епархию. Очевидно, во время последнего ареста его склоняли к переходу в обновленчество, но после ареста патриарха Тихона, когда на сторону обновленцев перешли многие архиереи, владыка Серафим остался верен Патриарху и 24 марта 1924 года стал митрополитом с прежним титулом — Тверской и Кашинский. Уже после смерти патриарха Тихона, 21 декабря 1925 года, он был арестован в Твери, но вскоре отпущен. Вновь арестован в апреле 1926 года, 4 мая освобожден под подписку о невыезде и в ноябре 1926 года отправлен в ссылку в Свердловск, откуда был освобожден в мае 1927 года.

Пик влияния владыки Серафима (Александрова) в Церкви приходится на 1927-1928 гг., время после смерти патриарха Тихона, когда в сложной обстановке ожесточенной борьбы заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Кирилла и Петра владыка Серафим занял сторону Сергия и с 18 мая 1927 года был постоянным членом временного Синода.

При этом он имел не лучшую репутацию не только у противников, но и у сторонников патриарха Сергия. Как писал митрополит Петр (Полянский), его народная молва прозвала даже «Лубянским митрополитом»: имелись в виду частые контакты архиепископа Серафима с ОГПУ. Надо сказать, что это не было клеветой. В беседах с архиереями владыка Серафим сам намекал на свои связи и «непотопляемость».

15 июля 1928 года владыка Серафим был назначен митрополитом Саратовским, а 11 августа 1933 года — митрополитом Казанским и Свияжским.

В годы управления владыкой Серафимом в Казанской епархии происходило немало трагических событий. В 1935 году была закрыта Богоявленская церковь, с начала 1920-х гг. являвшаяся кафедральным собором. Теперь эту роль играла небольшая деревянная церковь Серафима Саровского, построенная в 1917 году. В 1936 году закрылась и Макарьевская церковь. В городе продолжали действовать Петропавловский собор, Смоленско-Седмиезерная церковь в Козьей слободе, в 1934 году удалось отобрать у обновленцев храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.

20 ноября 1936 года митрополит Серафим был арестован в архиерейской квартире на улице Кирпичнозаводской, в доме №6. 27 февраля 1937 года постановлением Особого совещания НКВД он был приговорен к трем годам ссылки в Северный Казахстан, его поселили в городе Кустанае, но там он вскоре вновь был арестован. 26 ноября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области митрополит Серафим (Александров) был приговорен к высшей мере наказания и 2 декабря расстрелян в селе Рузаевском (Северо-Казахстанская область, ныне Кокшетауская)

1. Ни в одной из библиотек России не сохранился первый том этого сборника, а второй том есть только в Научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского университета.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.