19 апреля. Память святителя Евтихия, патриарха Константинопольского

775
Фото

Седмица 5-я Великого поста

В этот день совершается память:

Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского (582).

Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского (885).

Преподобного Платониды Сирской (308). Мучеников 120-ти Персидских (344—347).

Святитель Евтихий Константинопольский, патриарх

Родился во Фригийской области от благочестивых родителей. Мать, нося во чреве этот благословенный плод, сподобилась видения, предуказывающего, что родившийся младенец будет просветителем многих. Свое первоначальное образование и христианское воспитание он получил от деда-священника. Уже в детском возрасте святой сам предсказал свое будущее патриаршее служение. В возрасте двенадцати лет Евтихий был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования.

Решив посвятить себя иноческой жизни, Евтихий удалился в один из амасийских монастырей, где принял пострижение. За свою строгую жизнь святой был поставлен архимандритом амасийских монастырей, а в 552 г. избран патриархом. В 553 г. святитель Евтихий присутствовал на V Вселенском Соборе. Двенадцать лет он управлял Константинопольской Церковью. В 565 г. за обличение императора Юстиниана в его покровительстве новой ереси автортодокетов, то есть «нетленномнителей», был оклеветан и сослан в Амасию. Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в посте и молитве, во время голода кормил голодающих, причем запасы зерна в обители по его молитвам не оскудевали. За его богоугодную жизнь Господь даровал ему дар чудотворения, исцеления и пророчества. После двенадцатилетнего изгнания в 577 г. св. Евтихий снова вернулся на свою кафедру. В 582 г. святитель Евтихий с миром отошел ко Господу.

Священное Писание

В Священном Писании Ветхого Завета есть одно место, которое у очень многих людей вызывает непонимание, смешанное с раздражением и злобой. Речь идёт об истории жертвоприношения Исаака. Сегодня эта история звучит в православных храмах во время великопостного богослужения, она взята из 22-й главы книги Бытия. Давайте послушаем её и попытаемся понять причину, по которой Бог сделал то, что Он сделал.

Глава 22.

01И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

02Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

03Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

04На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

05И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

06И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

07И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

08Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

09И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

17то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

На протяжении всего Священного Писания мы видим, что Бог требует от Своих избранников отдать Ему всё. Так, Бог запретил израильтянам поклоняться каким бы то ни было иным богам и сделал это Бог с использованием очень ёмкого и красноречивого слова — Он назвал Сам Себя «ревнителем»: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода» (Исх. 20:4—5).

Богом с маленькой буквы может стать для человека практически всё, что угодно: это могут быть и языческие боги, и деньги, и домашние животные, и дети, и сама человеческая жизнь, список ложных богов можно продолжать бесконечно. Однако тот человек или целый народ, которых Бог избрал для служения Себе, не имеет права затмевать Бога чем бы или кем бы то ни было. Авраам — родоначальник великого народа, народа, который был избран Богом для спасения человечества от рабства греху и смерти, через этот народ человек получил возможность вернуться к первозданному райскому блаженству, и произойти такой народ мог только от совершенно здорового корня — такого, каким сумел стать Авраам. За годы своих странствований, через множество богоявлений Авраам научился не ставить что-либо выше Бога, у Авраама не было ничего такого, что он не смог бы отдать Богу, возлюбленный сын Исаак тоже не превратился в глазах Авраама в некоего идола, ради которого можно пожертвовать отношениями с Богом.

Конечно, Богу не нужна была человеческая жертва. Не нужны Ему были и нравственные терзания Авраама. Богу нужно было совсем иное: убедиться, что Авраам готов стать отцом великого и совершенно уникального народа. Сколь уникален произошедший от Авраама народ, столь уникальна и жизнь этого праотца, уникальны и те испытания, с которыми ему приходилось сталкиваться, а потому было бы огромной ошибкой пытаться примерять на себя то, что довелось ему пережить, категорически не стоит так поступать, стоит же помолиться святому праотцу Аврааму, чтобы его молитвами и наша вера взошла к совершенству.

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивляться злу, искушениям дьявола, жить по закону Божиему. Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматы, запрограммированные на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми — со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог с нами в этой борьбе и Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся нестрашными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь только грозным мечом, останавливающим безумцев.

О чтении Слова Божиего

Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие». «Что так?» — спросил старец. «Да не понимаю написанного», — отвечал инок. «Чадо, — сказал ему тогда старец, — овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».

Что есть настоящая вера?

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е. жить в соответствии с Его заповедями, и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.