Седмица 22-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преподобного Лазаря Галисийского (1053).
Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мученика Феодота корчемника (303). Мучеников Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Священномученика Кирилла, митрополита Казанского (1937) Священномучеников Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); священномучеников Сергия, архиепископа Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мученика Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей священномученика Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский. Возглавлял Казанскую епархию с 8 апреля 1920 по 2 января 1930 гг. Расстрелян под Чимкентом (Казахстан) 20 ноября 1937 г., погребен в общей могиле предположительно в Лисьем овраге на окраине того же города.
Память митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова). Возглавлял Казанскую епархию с 13 июля 2015 по 20 ноября 2020 гг. Ректор Казанской духовной семинарии (2015-2020). Скончался в Москве 20 ноября 2020 г., погребен за алтарем Казанского собора Казанско-Богородицкого монастыря г. Казани.
Престольные праздники
Храм сщмч. Кирилла, митр. Казанского, г. Казани (К)
Священномученик Кирилл, митрополит Казанский
Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (в миру Константин Смирнов) родился в 1863 году в Кронштадте. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии служил священником, а в монашество был пострижен после смерти супруги. Святой Иоанн Кронштадтский завещал молодому епископу Кириллу отпеть его. С 1919 года владыка пережил ряд арестов. В 1926 году, после кончины Патриарха Тихона, митрополит Кирилл, в ту пору находившийся в ссылке, был тайно избран новым Патриархом. Но его интронизация не состоялась, так как об этом стало известно ГПУ. Летом 1937 года владыку арестовали в ссылке. Он обвинялся в том, что «возглавлял все контрреволюционное духовенство». На допросах митрополит держался очень мужественно. Шестого ноября «тройка» УНКВД приговорила его к расстрелу.
Начало служения священномученика Кирилла (Смирнова) на Казанской кафедре
На Казанскую кафедру митрополит Кирилл, недавно отпущенный на свободу после заключения, был назначен в апреле 1920 года. Власти тянули с разрешением на его отъезд к новому месту служения. Между тем в Казани готовились к празднованию чтимого Седмиезерного образа Божией Матери. В день встречи иконы — 9 июля 1920 года — временно управляющий Казанской епархией епископ Анатолий (Грисюк), отслужив литургию, встретил чудотворную икону на окраине Казани и крестным ходом через город направился в Казанский Богородицкий монастырь. Когда крестный ход вошёл во врата обители, на паперти собора шествие встретил величественный старец в полном архиерейском облачении — митрополит Кирилл. Владыка принял икону и осенил ею народ. По окончании молебна владыка Кирилл впервые обратился к своей пастве, начав со слов праведной Елисаветы: «И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Он сказал, что по милости Матери Божией внезапно получил возможность выехать из Москвы и успел на встречу иконы.
Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского
В царствование Алексея Михайловича, в мае 1648 года, в Москве вспыхнул народный мятеж. Толпа напала на дом царского воспитателя, боярина Бориса Ивановича Морозова, желая расправиться с ним, но ему удалось скрыться в Кирилло-Белозерском монастыре. Помолившись преподобному Кириллу, Морозов дал обет в случае безопасного возвращения в Москву выстроить в обители каменный храм. Скоро волнение в Москве утихло, боярина позвали к царю, и он занял своё прежнее положение. В 1649 году Морозов приступил к исполнению обещания. Во время закладки нового храма, когда начали копать рвы, под гробницей преподобного Кирилла среди древесных корней открылся совершенно неповреждённый гроб. Об открытии мощей было донесено Патриарху Иосифу и царю. В октябре Патриарх по совету с царём послал Вологодскому архиепископу Маркеллу грамоту с предписанием осмотреть мощи святого. 7 ноября архиепископ Маркелл вместе с игуменом и братией обители, после осмотра гроба, перенесли мощи святого в деревянную церковь Воскресения Христова.
Преподобный Лазарь Галисийский
Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии, в г. Магнезии. Проведя в обители св. Саввы 10 лет, он поселился недалеко от Эфеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Скончался прп. Лазарь в 1053 году в возрасте 72 лет.
Евангелие дня
К сожалению, у многих из нас есть не только положительный, но и отрицательный опыт общения с верующими людьми. И это при том, что христиане чаще многих других говорят о добре и призывают к добрым отношениям между людьми. Почему же опыт общения с христианами такой разный и какими ученики Иисуса из Назарета должны быть на самом деле? Ответ на эти вопросы прикровенно звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 12.
48а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
49Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
50Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
51Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
52ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
53отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
54Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;
55и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.
56Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
57Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
58Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
59Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Печально, но некоторые люди говорят о том, что, погружаясь в христианскую жизнь, они становятся всё более и более нетерпимыми. Не столько в вероучительном плане, так как большинство окружающих людей о своей вере не говорят, но в плане чужого поведения и внешности. Если они при этом ещё и читали Писание, они могут привести для обоснования своего подхода сегодняшний евангельский отрывок. Страшные слова о том, что пришествие Христово в этот мир разделит людей. Слова эти действительно сказаны, но как они в подобных случаях интерпретируются? Бог даёт нам новые правила и все, кто этим правилам не подчиняются, должны быть осуждаемы и отвергаемы. Не подходит под них муж или жена, будем обличать или отвергнем... Не подходят дети, будем также обличать и читать нотации. Будто бы огонь, который Господь желал принести с неба, — это огонь обличения грешников и вообще всех тех, кто не соответствует твоим взглядам.
Но это ли имел в виду Спаситель? Упоминая разделения, говорил ли Он о конфликтах, возникших на почве осуждения Его учениками всех остальных? Уверен, нет. «Крещением должен Я креститься, — говорит Он, — и как Я томлюсь, пока это совершится»! Но о каком крещении речь, если от Иоанна в Иордане Он уже крестился? Это крещение в смерть, конечно. Спаситель хочет скорее исцелить человека, явив ему в этой жертве любовь Божию и призвав самого человека к жертвенной любви. Разделения, о которых говорит Господь, — это разделения, живущих по любви, и тех, кто жить по любви отказывается. Это не просто конфликты, к примеру, любителей строгого дресс-кода и свободного стиля. Лучшим примером того, о чём говорил Христос, всегда были мученики. Это не они были готовы мучить кого-то за нарушение заповедей, но нарушители заповедей гнали тех, поведение которых мешало им жить спокойно, было бельмом в глазу.
Самое поразительное, что Спаситель практически не обличал простых грешников. Он ни в коем случае не оправдывал их грехов, не считал их нормой, но самих людей при этом подбадривал Своим присутствием и наставлением. А вот фарисеев и лицемеров, которые только и делали, что осуждали всех вокруг, Господь обличал постоянно, ведь вместо того, чтобы судить других, они должны были начать с себя, со своего внутреннего соперника, со своей совести. Наведи порядок в своём сердце и живи по любви и пусть не твои обличения, но твои добрые дела зовут людей к Богу.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, — я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь, подобно тому как отдавали ее мученики, — что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, — временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28; см. Лк. 12, 4—5).
«Большой террор» против Русской Православной Церкви
В конце 1930-х годов Православная Церковь в СССР была почти полностью физически уничтожена. На всю страну осталось несколько сот действующих храмов, в которых служило примерно такое же число священников, и лишь четыре православных архиерея, остальные в подавляющем большинстве были расстреляны. Но уничтожение земной составляющей Церкви преумножало Церковь Небесную. Несломленные духовно новомученики и исповедники Российские вдохновляли на стояние в Истине тысячи других подвижников. А имея перед глазами такой сонм святых, и миллионы простых верующих в России хранили верность Православию. Как писал митрополит Иосиф (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение». В конечном итоге богоборческий советский режим пал, а Церковь в России выстояла.
Молитвословия
Тропарь священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому и Свияжскому
глас 5
Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.
Кондак священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому и Свияжскому
глас 3
Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.
Тропарь мучеников Авкта и Тавриона
глас 4
Таврион славный и Авкт дивный, огневи противистася и всем инем казнем,/ молитвами возмогающа;/ та убо молением сердца похваляюще,/ верою пресвятую и честную память ею совершим,/ душам просвещение почерпающа.
Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников
глас 8
Лик мученический ясен, полк светоносен,/ сошед к нам разумно,/ Церковь днесь просветил есть чудными зарями./ Темже, празднующе честную память их,/ просим от Тебе, Спасе наш:/ тех молитвами от бед избави нас,// да поем Ти: аллилуия.
Тропарь на обретение мощей преподоного Кирилла Новоезерского (Новгородского)
глас 8
Яко светильник явился еси всесветел/ во отоце Нова езера на Красном острове,/ преподобне отче Кирилле,/ ты бо крест Христов на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ от Негоже и силами чудес обогатися,/ тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем:/ о, преподобне отче Кирилле!/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца
глас 8
Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак на обретение мощей преподоного Кирилла Новоезерского
глас 2
Христов ярем на рамо взем,/ усердно Тому последова,/ чистотою Богови приближився,/ отче преподобне Кирилле,/ молим тя, посещай милостивно чад своих,/ и моли непрестанно о всех нас.
Кондак преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца
глас 8
Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.
Тропарь преподобного Лазаря Галисийского
глас 8
Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Лазаря Галисийского
глас 4
Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.