12 июля. Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

6223
Фото

Седмица 3-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

Святителя Григория, митрополита Ираклийского (1925). Преподобного Паисия Святогорца (1994).

Касперовской иконы Божией Матери (1853—1855).

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Празднуя память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и уверовавшего. Святые апостолы Петр и Павел являют нам и подвиг мученичества за Господа Иисуса Христа. В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которую впоследствии даровал Новгородскому Софийскому собору. Имена первоверховных апостолов Петра и Павла весьма распространены в России, в том числе — и в сонме русских святых.

Мученическая кончина апостолов Петра и Павла

По преданию, последние дни перед казнью апостолы Пётр и Павел провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьмы. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 узников, взяв воду для крещения из чудесно забившего источника. На казнь апостолов повели вместе. На Остийской дороге они простились. Павел сказал Петру: «Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых». Пётр же ответил: «Иди с миром, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению». Петра распяли на Ватиканском холме. Апостол посчитал себя недостойным быть распятым как Христос и попросил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребён священномучеником Климентом Римским. Павла увели за город, на Сальвийские воды (Aquae Salviae). Как римский гражданин он был обезглавлен мечом. На том месте, где упала голова апостола, забили три источника, сохранившиеся до наших дней. Римская христианка Лукина погребла останки апостола в своей усадьбе на Остийской дороге (Via Ostiense), которая со временем стала усыпальницей древних христиан, названной катакомбами святой Лукины.

История праздника

День мученической смерти апостолов Петра и Павла начали отмечать в Риме, епископы которого были преемниками апостола Петра. Первые упоминания об этом празднике восходят к IV веку. В этот день всё христианское население города во главе с епископом Рима направлялось сначала в базилику Святого Петра на Триумфальной дороге на Ватиканском холме, где епископ совершал службу на мощах апостола Петра, затем все вместе переходили по Адрианову мосту в базилику Святого Павла на Остийской дороге, где епископ повторял службу на мощах апостола Павла, после чего все направлялись в катакомбы Святого Себястьяна на Аппиевой дороге, куда мощи апостолов были временно перенесены во время гонений в 258 году, чтобы спасти их от поругания. Когда христианство стало государственной религией и перед Церковью встала задача массового обращения языческого населения Римской империи, память первоверховных апостолов стала особо значимым великим праздником.

Преподобные Паисий Святогорец

Паисий Святогорец (в миру Арсений Эзнепидис) был Божиим избранником с самого рождения. Преподобный Арсений Каппадокийский дал ему при Крещении свое имя и назвал своим преемником. Во время принудительного выселения греков из Турции его семья оказалась в Греции. В молодости Арсений служил в армии связистом и остался таковым после принятия пострига. Он говорил: «Монахи — это радисты Церкви». И так пояснял свою мысль: «Какую пользу приносят монахи, сидящие в пустыне и не желающие выйти в мир, чтобы помочь людям? Своей молитвой они устанавливают связь с Богом, и Он спешит на помощь». В келлию Панагуда к старцу Паисию стекались за советом и утешением тысячи людей. Трудно представить себе, как он справлялся с таким потоком посетителей. Если заговорить о Паисии Святогорце с кем-то из жителей Северной Греции, то непременно окажется, что либо он сам, либо кто-то из его близких непременно был у старца. И хотя прошло 20 лет после смерти Паисия, о нем говорят как о непосредственном участнике повседневной жизни.

Священное Писание

Несмотря на то, что, говоря о человеке, мы подчёркиваем его разумность, большинство из нас живёт, ориентируясь на чувства. Мы стараемся избегать дискомфорта и стремиться к тому, что приятно, к тому, что мы называем блаженством. Но если с телом и телесными чувствами для нас всё более-менее очевидно, то возможны ли духовные чувства, например, возможно ли говорить о духовном блаженстве? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 16.

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Публичные люди всегда привлекали к себе особое внимание окружающих. Их поведение становилось предметом обсуждения, их слова и действия осуждались или воспринимались как пример для подражания. Наконец, они становились лидерами мнений, правда, не во всех сферах, как сегодня, а в том, в чём на самом деле разбирались. Кто мог быть известным человеком в Иудее первого века? В первую очередь представитель власти и религиозный проповедник. Учитывая же, что власть в то время в тех местах была языческой, то есть практически не обладавшей авторитетом, религиозные лидеры были единственными, кого народ на самом деле готов был слушать. Среди многих проповедников, ходивших в то время по дорогам Галилеи и Иудеи, был и наш Спаситель, Господь Иисус Христос. Внешне, с точки зрения не только римлянина, но и обычного иудея, Он не отличался от любого другого проповедника, и только те, кто внимательно слушали Его речи и видели чудеса, понимал, что перед ними не просто странствующий раввин. И дело не только в высоте учения или удивительности чудес, ведь среди тех, кто окружал Христа, не все восхищались увиденным и услышанным. Иисус уточнял закон и вызывал удивление тем, что говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи, которые закон только повторяли. Он совершал чудеса в субботу и благочестивые законники, считали, что человек от Бога так поступать не может. Иными словами, если бы подробнее расспросить учеников, они явно могли бы дать более подробный ответ, чем дали Христу в сегодняшнем чтении. Может быть, многие вспомнили сейчас нападки книжников и фарисеев, но дело не только в них.

Сами апостолы в других обстоятельствах уже называли Христа сыном Божиим. Например, так именовал Его Нафанаил при первой встрече, а многие ученики после укрощения бури, которая разыгралась ночью на море Тивериадском. Более того, можно вспомнить, что Сыном Божиим назвал его искуситель в пустыне и бесы, которых Он изгнал из бесноватых в стране Гергесинской. Однако тогда, Спаситель ни людей, ни тем более лукавых духов не называл блаженными.

Почему же в этот раз Он говорит Петру: «Блажен ты Пётр»? В чём природа этого блаженства? Ответ кроется в следующих словах Христа: «ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах». Выходит, что прежде, когда Спасителя именовали этими же словами, имелось в виду нечто понятное и земное. Например, если вспомнить, что пророк Исаия называет Бога «Отцом избранного народа», значит, сыном Божиим можно было назвать всякого, кто действует по-Божьему, исходя из заключённого когда-то завета. Но Пётр говорит о чём-то другом и, видимо, Ему приоткрывается тайна воплощения, суть которой в том, что истинный Сын Божий становится Сыном человеческим. Знание замысла Божьего и понимание того, что ты в этот замысел включён и соработничаешь самому Творцу делает Петра блаженным и может сделать блаженными каждого из нас.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Святитель Софроний о святых апостолах Петре и Павле

Поелику Спаситель Своим избранием сочетал с Петром, первоверховным апостолом и проповедником, божественного Павла, и даровал им обоим единое достоинство (хотя первого сделал апостолом обрезанных, а второго определил для паствы из язычников) и единую благодать, и дал им богодарованную власть усыновлять Богу всех тех, которые чрез Него, как Христа, обратятся к Нему; и даровал им обоим одно имя: именоваться по Самому Христу: «Христианами», то, естественно, что и мы, ученики их и последователи, будем сочетать одного к другому тех, которых уже сочетала друг с другом благодать Духа, и составим им общий для них праздник, как получившим в удел также и равное избрание и посему единый для Христа мы празднуем праздник, как озарившего нас, посредством их обоих, единой духовной радостию.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы вспоминаем сегодня имена двух апостолов — Петра и Павла. Не прилагая никаких чрезмерных эпитетов к их служению и жизни, можно сказать: они перевернули мир. А теперь давайте задумаемся, кем были эти два апостола. Один — рыбак, человек семейный, который оставил все и пошел за Господом. Другой — ревнитель иудейской веры, ревностный настолько, что сделался одним из первых гонителей христианства. Эти два человека, конечно, окруженные другими апостолами, сделали для мирового цивилизационного развития столько, сколько не сделал никто. Они сумели передать людям слова Господа и Спасителя, снабдив их комментариями, которые актуальны и по сей день. И вера Христова, которая до того не выходила за пределы Галилеи или, в лучшем случае, Палестины, распространилась по всему миру.

Молитвословия

Тропарь апостолов Петра и Павла

глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов Петра и Павла

глас 2

Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Молитва апостолам Петру и Павлу

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В канун дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани
В канун дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

В канун дня памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани.

Крещение, покаяние и проповедь — три ключа к Царствию Небесному
Публикации 11 июля 2024
Крещение, покаяние и проповедь — три ключа к Царствию Небесному

12 июля Православная Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Десять фактов о Петровом посте
Публикации 1 июля 2024
Десять фактов о Петровом посте

Рассмотрим несколько фактов о Петром посте, который в 2024 году начинается 1 июля.

Сотрудники Миссионерского отдела Казанской епархии приняли участие в ежегодном празднике кряшенской культуры Питрау Сотрудники Миссионерского отдела Казанской епархии приняли участие в ежегодном празднике кряшенской культуры Питрау

16 июля в селе Зюри (Мамадышский район РТ) прошёл XXIV Республиканский праздник кряшенской культуры Питрау, посвящённый дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.