10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

3960
Фото

Седмица 3-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Сампсона странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).

Преподобного Серапиона Кожеезерского (1611). Преподобного Севира пресвитера (VI). Преподобного Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Преподобного Мартина Туровского (после 1146).

Священномучеников Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); священномученика Петра Остроумова пресвитера (1939).

Преподобный Сампсон странноприимец

Сампсон происходил из богатой и знатной римской семьи. В молодости глубоко изучив медицину, он стал безвозмездно лечить больных, а после смерти родителей начал готовиться к пустынножительству, раздал наследство и отпустил на волю своих рабов. Однако Господь указал ему путь иного служения, и святой, поселившись в Константинополе, продолжил лечить недужных не только силой врачебного таланта, но и чудотворения, как носитель Божией благодати. Патриарх посвятил его во пресвитера. Исцелив самого императора Юстиниана одним прикосновением, святой Сампсон отказался от награды и лишь попросил правителя построить странноприимный дом и больницу, в которой он подвизался до глубокой старости. Святой и после кончины не оставил свою странноприимницу, оберегая ее от пожаров и являясь нерадивому управляющему, дабы вразумить его.

Праведная Иоанна Мироносица

Праведная мироносица Иоанна упоминается в Евангелии от Луки в числе учениц Христа, следовавших за ним в Галилее и служивших Ему своим имением. Должность мужа Иоанны была очень высокой, и она занимала значительное положение при дворе Ирода. По-видимому, обладая большим состоянием, она оказывала большую помощь Христу и Его ученикам, и евангелист называет её по имени, чтобы подчеркнуть значимость её служения. Некоторые библеисты полагают, что исцелённый Христом в Кане сын царедворца, о котором упоминает евангелист Иоанн, был сыном Иоанны и, поэтому, уверовав, она стала следовать за Ним. Праведная Иоанна упоминается в числе женщин, пришедших ко Гробу Господню помазать миром тело Иисуса, и стала свидетельницей явления Ангелов, возвестивших о Его Воскресении. Известно, что она мирно скончалась. По преданию, когда после казни Иоанна Крестителя Иродиада, боясь его воскресения, спрятала отрубленную голову Предтечи в тайном месте своего дворца, праведная Иоанна узнала об этом и, тайно взяв ночью святыню, положила её в скудельный сосуд и погребла на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Преподобного Мартин Туровский

Преподобный Мартин Туровский подвизался в XII веке, служа поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Геор гии в их резиденции — Борисоглебском монастыре. Когда он по старости и болезни не смог исполнять свои обязанности, его уволили, и, приняв монашество, святой остался в обители. Никто за ним не смотрел, так что бывший повар часто страдал от недуга. Однажды он так занемог, что не смог подняться. Мучаясь от боли и жажды, он стал молиться святым мученикам Борису и Глебу. На третий день к нему явились святые князья, подали ковш воды и исцелили. «Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба тебе послужити и недуг исцелити», — говорится об этом чуде в тропаре святому Мартину.

Священное Писание

Общеизвестно, что христиане призваны любить всех людей. Конечно, это в некотором смысле идеал, о котором многим из нас даже думать трудно, но всё же это так и мы действительно к этому призваны, нравится это кому-то или нет. Но означает ли заповедь о любви необходимость быть наивными и действовать со всеми и во всех случаях одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 10.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Среди евангельских призывов любить и быть жертвенными, слова, которые мы услышали сегодня, звучат довольно странно, ведь Спаситель призывает нас остерегаться людей и быть начеку. Для многих подобное поведение может показаться несовместимым с любовью. Разве мы можем себе представить влюблённого жениха, который остерегается невесты, мать, которая остерегается своего ребёнка, или друзей, которые остерегаются друг друга? Это кажется чем-то невероятным. Впрочем, если задуматься, буквально сто лет назад подобные истории можно было увидеть повсеместно. Люди, разделившись на красных и белых, разрывали все связи, что родственные, что дружеские, — воевали и враждовали мужья и жёны, родители и дети. И всем было понятно, что значит остерегайтесь людей, ибо они будут отдавать вас в судилища. Впрочем, есть между временем гражданской войны и временами, о которых говорит Спаситель, существенная разница. В революцию обе стороны были настроены враждебно, и каждый пытался победить того, кого считал врагом. Но Христос, посылая учеников на проповедь, посылает их как овец среди волков, потому что они должны были обратить людей не силой, страхом или принуждением, но более глубоким взглядом на мир и жизнью в любви.

Интересно, что греческое слово, которое переведено как «остерегайтесь», может быть переведено также как «будьте внимательны». То есть речь идёт не столько о боязни и страхе, сколько о том, чтобы относиться внимательно к состоянию и мировоззрению тех, кто тебя окружает. Только не для того, чтобы получить от людей выгоду, а для того, чтобы поделиться с ними верой.

Здесь, конечно, может возникнуть вопрос: как делиться чем бы то ни было с тем, кто заранее против тебя настроен? Но в этом и есть смысл внимательного отношения. Нужно быть мудрым, как змея, то есть знать, что, кому и как говорить... и быть нравственно чистым, беззлобным, как голубь, то есть со своей стороны не быть агрессивным, не превозноситься, не искать выгоды. Нужно понимать состояние человека и говорить с ним, осознавая его настрой. Даже в самых сложных ситуациях, например, в таких, как гонение за веру, христианин должен помнить, что послан в мир для свидетельства о Христе. В том числе свидетельства перед неверующими и язычниками.

Сегодня мы, как когда-то апостолы, живём в мире, который воспринимает нас в штыки. Он готов говорить о христианской культуре, готов гордиться христианским прошлым... Но поставить Христа и Его проповедь в центр собственной жизни не готов совсем. И нам важно не воспринимать его зеркально, не отвечать злобой и осуждением, но жить Христом и Его правдой.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы совершаем сегодня память святого преподобного Сергия Радонежского. Если сейчас поставить преподобного Сергия среди нас, в обычной одежде, в которой мы ходим, — никто бы на него внимания не обратил. Он не был великим, он не был славным, он не был богатым, у него не было власти. Он был одним из многих, и, будучи человеком малоприметным в обществе, он уходит от людей, он скрывается в дремучем лесу. Он становится одиноким, но через этот уход из мира он приближается к Богу настолько, что Господь дает ему великую духовную силу, великую мудрость, великую благодать. И этот смиренный, обычный, казалось бы, человек становится не только центром обители — он становится центром Руси, вокруг него объединяются княжества, он мобилизует народ наш на защиту Отечества.

Никодим Святогорец о хранении чувств

Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь: жизнь входит, когда мы ими хорошо управляем и не позволяем пробраться привычным страстям; смерть — когда они впускают смертоносные и душевредные страсти. Позаботься очистить свою душу от той скверны, какую вносят чувства извне вовнутрь. Ведь подобно тому как бурные потоки, выходя из берегов во время дождей, сметают на своем пути камни, деревья и все прочее, так и чувства, лишь останутся без надзора ума, тотчас бросаются на все чувственное и воспринимают всякое пошлое зрелище, всякое сквернословие — короче говоря, всякую грязь похотей, а затем привносят все это в несчастную душу, делая ее вертепом разбойников. Подвизайся удерживать свои чувства, поскольку они ведут ко злу, оскверняя душу через нечистые пожелания… и поскольку диавол непрестанно наблюдает за нами и, как только мы открываем одно из чувств, входит в душу и убивает ее, как говорит о том преподобный Исаак Сирин.

Сколько лет Иисусу Христу?

Поскольку Господь Иисус Христос является Совершенным Богом и вместе Совершенным Человеком, постольку и ответ на вопрос о возрасте Христа должен рассматриваться с двух сторон.

По Божескому естеству Вочеловичившийся Сын Божий вечен, пребывает вне времени. И хотя в формате символического языка о Боге говорится: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12), в действительности, как Вечный, Он не обусловлен временем, течением лет, подобно тому, как обусловлены им мы. Промышляя о мире, Господь проявляет Себя в условиях времени, однако совершенно от них не зависит. Нельзя сказать, что сегодня Бог старше, чем вчера, а завтра будет старше, чем сегодня. По Божескому естеству Спаситель не только «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), Он в принципе — вне рамок хронологически измеряемого возраста.

Другое дело, когда мы говорим о Христе по человеческому естеству. Как Человек Он был зачат и родился в определенный исторический момент. Сперва Он был Младенцем, затем пришёл в отроческий возраст, потом достиг возраста мужа, был убит и воскрес. Таким образом, по человеческому естеству Христу более 2000 лет.

У каждого своя истина?

«У каждого своя истина» — фраза, которая кажется понятной и милосердной, и, наверное, в определенном смысле мы можем её употреблять. Люди видят ситуацию (особенно ситуацию конфликтную) с разных сторон, возможно, иногда нам стоит прислушаться к другому человеку и увидеть за ним хотя бы частичную правоту. Но часто она употребляется в отношении к вере — «каждая вера по своему истинна», «Православие — это истина для вас, а буддизм — это истина для меня» и так далее.

И тут нам стоит заметить, что в этом контексте она становится просто абсурдной.

Есть врачи, которые считают, что рак нужно лечить химиотерапией. Есть знахари, которые полагают, что его отлично вылечит алтайский мед и отвары из душистых трав. Скажем ли мы в этом случае, что «у каждого своя истина», особенно, когда речь будет идти о жизни и здоровье того, кто нам дорог?

Нет? Почему? Потому что мы понимаем, что речь идет о важных вещах. Это вопрос жизни и смерти. Тут очень важно знать, а что же является истиной — не истиной «для меня» или «для вас», а истиной на самом деле.

Вопросы веры и вечного спасения — это ещё более важные вопросы. От них никак не получится отделаться вежливой фразой «у каждого своя истина».

Молитвословия

Тропарь преподобного Сампсона

глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Сампсона

глас 8

Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений.

Молитва преподобному Сампсону

О теплый молитвинниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая, моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь.

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартина Туровского

глас 1

Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года