13 июня. Вознесение Господне

4701
Фото

Седмица 6-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Вознесение Господне

Апостола от 70-ти Ерма (I). Мученика Ермия (II).

Мученика Философа (III).

Священномученика Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мучеников Бориса и Николая (1918).

Вознесение Господне

В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам, беседовал с ними, открывал тайны Царства Божия и готовил апостолов к всемирной проповеди. На сороковой день апостолы вместе были в Иерусалиме, в Сионской горнице. Когда они молились, им в последний раз явился Христос. Беседуя с учениками, Он вывел их из Иерусалима и, достигнув вершины Елеонской горы, стал прощаться с апостолами, заповедав не уходить из Иерусалима и ожидать сошествия Духа Святого. Затем Господь поднял руки и благословил учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51). После Вознесения Христа апостолам явились два Ангела и возвестили, что Господь ещё раз придёт и им нужно ожидать второго пришествия Христова во славе.

Святые отцы о Вознесении Господнем

Святитель Димитрий Ростовский говорил в проповеди о значении Вознесения: «Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков, Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам… только, о люди, не ленитесь восходить им!» Святой Тихон Задонский вторит ему: «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христослава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился».

Апостол от 70-ти Ерм

Апостол от 70-ти Ерм был одним из избранных учеников Господа Иисуса Христа. Он упоминается в Священном Писании в послании апостола Павла к Римлянам. Поэтому можно сделать вывод, что он был одним из самых известных представителей римской общины христиан первого века. В церковном предании о Ерме говорится как о епископе города Филиппополь Фракийский. Некоторые церковные писатели считают его автором знаменитой книги «Пастырь», в которой на примере своей жизни автор показал связь благочестия человека с его судьбой.

Мученик Ермий Команский

Мученик Ермий пострадал за Христа в городе Команы во время гонений при императоре Антонине Пии (138—161). Правитель Каппадокии Севастиан предложил святому принести жертву языческим богам, обещая за это почести и милость императора. Но убеленный сединами воин мужественно исповедал веру во Христа. За это святого стали мучить. Его били по лицу так, что содрали кожу, а потом бросили в раскаленную печь, однако он вышел из нее невредимым. Яд тоже не подействовал на него. Тогда Ермия подвергли еще более жестоким мучениям и повесили вниз головой. Через три дня служители, посланные правителем удостовериться в смерти мученика, нашли его живым. Пораженные чудом, они ослепли от ужаса и начали взывать к святому, чтобы он помог им. Мученик возложил на них руки и исцелил Именем Иисуса Христа. Правитель приказал содрать с тела святого всю кожу, после чего собственноручно отрезал ему голову ножом. Христиане тайно погребли тело мученика Ермия, от святых мощей которого были многочисленные исцеления.

Мученик Философ Александрийский

Святой мученик, юноша Философ Александрийский пострадал за Христа в правление императора Декия (249—251), начавшего гонения христиан. На призывы и принуждение оставить христианскую веру и принести жертвы языческим богам святой мужественно отвечал отказом. Тогда, желая через грех ослабить волю святого мученика, дабы душа его умерла прежде тела, гонители стали искушать его, оставив связанного юношу наедине с распутной красивой женщиной в благоухающем саду. Чтобы не поддаться страсти, святой Философ откусил себе язык и страшной болью избежал сочувствия греху. Окровавленный язык он выплюнул в лицо блуднице, которая от страха убежала. Гонители, видя мужество святого Философа и безуспешность попыток заставить его отречься от Христа, отсекли ему голову.

Священномученик Философ Орнатский

Священномученик Философ Орнатский служил в Санкт-Петербурге, в конце XIX — начале XX века он был настоятелем церкви Святого Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. В течение 26 лет он был председателем Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, возглавлял несколько комитетов по строительству храмов. Будучи выдающимся проповедником, протоиерей Философ проводил беседы с рабочими и студентами, в том числе во время революции 1905 года, призывая сохранять верность Помазаннику Божию. Священномученик Философ долгое время был редактором журнала «Санкт-Петербургский духовный вестник», одним из деятельнейших сотрудников которого являлся отец Иоанн Кронштадтский, печатавший в нём свои проповеди и отрывки из дневников.

Священное Писание

Знаком ли вам, дорогие друзья, термин «сенсорная депривация»? Возможно, хотя бы иногда вы слышали о том, насколько губительным и разрушительным для человека оказывается лишение его физического, телесного контакта с другими людьми. Прикосновение, рукопожатие, объятия и другие формы контакта — всё это очень важное условие здорового функционирования человеческой психики.

Отрывок из 24-й главы Евангелия от Луки — а это, собственно, и есть последние строки этого Евангелия — который читается сегодня в храмах за богослужением — помогает нам увидеть проблему сенсорной депривации в новом ракурсе.

Глава 24.

36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40И, сказав это, показал им руки и ноги.

41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43И, взяв, ел пред ними.

44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48Вы же свидетели сему.

49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Представляете, насколько сильным было изумление учеников от встречи с Воскресшим Учителем, что Он для подтверждения реальности Своего Воскресения предложил два абсолютно убедительных теста: прикосновение к Его Телу и вкушение пищи. И, действительно, когда мы находимся в сильнейшем шоке от какой-то неожиданной встречи — нам очень хочется ощупать, ощутить другого, «просканировать» его реальность — дабы не обознаться, не обмануться внешней схожестью.

К сожалению, современная цифровая культура, втягивающая в себя всё больше и больше сфер нашей жизни, фактически исключает физический, тактильный контакт между людьми. Наш мозг снова и снова подменяет образ реального, живого человека — в котором есть место в том числе и сенсорному впечатлению — другим образом, который может быть превращён в цифру и передан на любое расстояние. Я очень хорошо помню, как после окончания карантина эпохи пандемии люди буквально бросались друг другу в объятия — когда снова можно было встречаться и общаться офф-лайн, вживую.

Почему я акцентирую внимание именно на важности тактильности? Да потому, что мы — это не только наш ум и глаза. А, ну да, и ещё пальцы для управления интерфейсами. Человек — это всё целиком, включая все органы тела, и с реальностью мы прежде всего соприкасаемся физически, всем телом, а не только узким сегментом зрения и слуха. Вот почему так важно — особенно родителям — не скупиться на тактильность по отношению к близким и детям, щедро дарить возможность физического прикосновения как подтверждения того, что другой для нас — не чужой, не враг, не отвратителен! И то, как Воскресший Христос Спаситель призывает «осязать» Себя — и через это окончательно убедиться в победе над смертью — да будет нам добрым примером и вдохновением!

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Священномученик Философ Орнатский о предназначении женщины

Итак, и святое Евангелие, и светская литература, и житейская действительность согласно свидетельствуют, где источник обновления женщины, родник её плодотворных и великих сил. Этот источник — её верующее, чистое, любящее сердце. Верующая и любящая женщина способна на великие подвиги, хотя бы их ареной служил и малый мир, называемый семьёю. Малый… Но не созидается ли из этих малых миров громада общества? И от целости и крепости семьи не зависит ли и крепость государства? А посему обыденные и, по-видимому, малые подвиги, совершаемые в семье женщиною, получают громадное общественное значение. Женщина — мать, воспитательница и учительница детей, нравственно-сдерживающее начало для мужа, блюстительница мира и покоя у семейного очага и государственный деятель. Самым житием своим влиять на мужа, учить дитя молитве и руководить его волею в добром направлении — не ниже, а выше, чем служить в канцеляриях и конторах или заниматься научными исследованиями и улучшениями человеческих отношений.

Зачем Бог сотворил мир?

Бог, как Беспредельный, Всесовершенный, Всеблаженный, ни в чём и ни в ком не имел и никогда не имеет нужды. Не имел Он нужды и в творении мира, ни как в объекте проявления Своих творческих способностей, ни как в объекте Своей любви и заботы. По словам св. Максима Исповедника: «Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися» (Главы о любви, сотница 3:46). Будучи безмерно Благим, Он возжелал, чтобы благо Его «разливалось», чтобы причастниками Его благ стали множества всевозможных существ (творений). Каждое творение Божье причастно Его благости, каждому Он подаёт столько благ, сколько уместно, соразмерно их естеству и индивидуальному состоянию.

Сионская горница

Апостолы, выполняя повеление Вознёсшегося Господа, никуда не отлучались из Иерусалима, ожидая крещения Святым Духом. Готовясь к этому великому событию, они часто посещали Иерусалимский храм, но главным местом их собраний стала Сионская горница — просторная комната на верхнем этаже дома, расположенного на горе Сион. Помещения в доме на обоих этажах были разделены на две части. На верхнем этаже в ближайшей от входа части, произошла Тайная Вечеря. В соседней с ней, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Сятого Духа на апостолов, а в комнате на нижнем этаже Господь два раза являлся ученикам после Воскресения. В Сионской горнице апостолы собирались вместе для молитвы и духовных бесед, между ними царили любовь и единодушие. Здесь они осознавали своё единство во Христе. В числе собиравшихся были не только ближайшие ученики Господа и Богородица с братьями Господними, но и другие ученики Христа. На одном из этих собраний по предложению апостола Петра был восполнен апостольский лик избранием апостола Матфия. Духовная подготовка к принятию Святого Духа продолжалась десять дней.

Молитвословия

Тропарь Вознесения Господня

глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесения Господня

глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Молитва Господу Иисусу Христу в праздник Вознесения Господня

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь апостола от 70-ти Ерма

глас 3

Апостоле святый Ермие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола от 70-ти Ерма

глас 4

Яко звезда, возсиял еси вселенней,/ светом просияв солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла,/ мира просвещшаго концы,/ сего ради тя чтим, Ермие.

Тропарь мученика Ермия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Ермий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Ермия

глас 6

Иже по Христе усердно подвизався,/ в сединах доблих мужество стяжа,/ мучениче Ермее,/ беззаконных злоумышления поправ/ Христовою силою,/ от чаровных напоений невредим пребысть, зовый:// Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года