10 июня. Память святителя Игнатия, епископа Ростовского

4165
Фото

Седмица 6-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288). Преподобной Елены Дивеевской (1832).

Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея России (1489). Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Мученицы Еликониды (244). Святителя Германа, епископа Парижского (576). Священномученика Елладия епископа (VI—VII).

Преподобномучеников Макария Моржова, Дионисия Петушкова, священномученика Николая Аристова диакона, мучеников Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); преподобного Ираклия Мотяха исповедника (1936); преподобномученицы Гермогены Кадомцевой (1942).

Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Преподобный Никита, епископ Халкидонский

Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во второй половине VIII века. В царствование иконоборца Льва Армянина (813—820 гг.) он мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IХ века.

Святитель Игнатий Ростовский

Святитель Игнатий Ростовский — единственный из Русских святых, прославленный от Господа целебным даром мощей до погребения. Святой преставился 28 мая 1288 года. В Ростов Великий на поклонение ему стекались толпы верующих. Из-за необыкновенного скопления народа чин погребения святителя совершался под открытым небом. Когда гроб понесли в храм, две монахини и некоторые другие молящиеся увидели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над тем местом, которое было предназначено для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам архимандрит Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас исцелился. На следующий день, когда ко гробу усопшего архипастыря принесли список с именами всех рукоположенных им священников и диаконов, усопший святитель, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток. При виде чудес, совершаемых от святых мощей, было решено не предавать их земле, а поставить открыто в Ростовском Успенском соборе.

Священное Писание

Случалось ли вам, дорогие друзья, неожиданно оказываться в роли… пророка — причём с пророчеством, явным образом, сбывающимся на ваших же глазах?

Возможно, если вам приходилось с таким сталкиваться — нам будет о чём вместе поразмышлять после того, как мы прочитаем отрывок из 11-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня читается за богослужением в храмах.

Глава 11.

47Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,

50и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53С этого дня положили убить Его.

54Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

55Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.

56Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?

57Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Апостол и Евангелист Иоанн очень кратко, но при этом ёмко комментирует пророчество Каиафы о том, что Иисусу Христу надлежало погибнуть не только за еврейский народ, но и за всё человечество. Можно легко предположить, что если бы сам Каиафа понял, что произнесённые им самим слова — подлинное пророчество, глас свыше — то ему трудно было бы не превознестись: ещё бы, не каждому даётся такой дар! Но, как мы видим, наличие пророчества ни коим образом не свидетельствовало не только о какой-то исключительной святости первосвященника — напротив, ещё сильнее подчёркивало разрыв между его призванием как высшего священнослужителя — и реальным состоянием его души. Ведь именно он и произнесёт страшные слова смертельного приговора Иисусу: «Повинен смерти!»

Человек, когда впервые в жизни сталкивается с явным сверхъестественным событием — сбывающимся пророчеством, чудом, неожиданным прозрением в собственные тайны и много чего подобного рода — легко склонен впасть в очень опасную ошибку. Она заключается в том, что раз у некоего человека что-то явным образом получилось особым, не как у остальных людей, образом — значит, это своего рода печать святости — ну или хотя бы праведности, богоугодной жизни. Однако это — самая настоящая духовная ловушка, потому что мы как бы устанавливаем собственные, наши, человеческие условия для возможности действия Духа Божия: а Он — дышит, где хочет, через кого хочет, и так, как Он — а не мы — хочет.

Но когда ещё и ты сам вдруг заметил, что оказался вполне работающим инструментом в руках Всевышнего — как же важно не поддаться соблазну присвоить себе даже самую маленькую частичку этого события — а может, и целого дара! Я думаю, в качестве «прививки» от этого искушения нам поможет образ Горлума из романа Толкина «Властелин Колец» — Горлум ради обладания Кольцом Всевластия — превратил всю свою жизнь в сплошное несчастье. И если где-то у нас внутри начинает подниматься зудящая радость от того, что мы — не совсем обычные — надо сразу сказать себе: «ага, вот она, «моя пррррррелесть!» — и от души посмеяться над попыткой лукавых сил затянуть нас в настоящую духовную прелесть и самообольщение!

протоиерей Павел Великанов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, одна из самых великих бед современной цивилизации и нашего общества — это человеческая разобщенность. Многие из нас страдают от одиночества. Живут среди людей, а страдают от одиночества. Почему? Ведь не в тайге же мы, не в пустыне, рядом с нами — соседи, коллеги по работе, просто знакомые. Откуда же это острое чувство одиночества и покинутости? Да оттого, что у нас нет ближних. Не родственников, близких и дальних, не знакомых, не коллег и товарищей, а именно ближних, то есть тех, кто оказывает нам сердечное участие. Милосердный самарянин стал ближним человеку, попавшемуся разбойникам, а этот несчастный, избитый и ограбленный стал ближним самарянину. Почему? Потому что милосердие, проявляемое нами, есть великая сила, соединяющая людей. Если не хочешь быть одиноким, делай добро. Делай, пока еще в силах. Даже когда кажется, что сил уже нет, что одиночество замучило, постарайся найти тех, кто страдает больше тебя, и прояви к ним участие. И одиночество уйдет, потому что рядом появится ближний.

О Боге Отце

Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником бытия двух других Лиц Святой Троицы: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Дух, по образному выражению св. Иринея Лионского, — как бы две руки Отца. Никогда Отец не существовал без Сына и Св. Духа. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному Лицу «восходят» те Лица, что из Него; потому, что Бог, несмотря на троичность по Лицам, — один Действователь (один Творец, один Промыслитель, один Мздовоздаятель и пр.). От Бога Отца проистекает любое Божественное действие (а именно, оно проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом). При этом нельзя говорить, что Отец обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 4

Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 8

Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Тропарь святителя Игнатия, епископа Ростовского

глас 4

Благоверия просвещся учении,/ святительства прием паству/ и апостолов наследник быв,/ тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Игнатия, епископа Ростовского

Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Игнатие,/ в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние.

Тропарь преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никито,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

глас 8

Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне,/ апостольскаго престола наследник был еси, Никите,/ и, яко солнце, облистал еси твоей пастве, отче,/ вся Божественных учений исполнь./ Темже зовем ти:/ радуйся, Халкидону удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Никейской

глас 4

Бысть чрево Твое святая трапеза,/ имущи Небеснаго Хлеба, Христа,/ от Негоже всяк ядый не умирает,/ якоже рече всяческих,/ Богородице, Питатель.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Никейской

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари яко Благая на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Тропарь святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 6

Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.

Кондак святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 2

Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года