1 июня. Память благоверного великого князя Димитрия Донского

4291
Фото

Седмица 4-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Священномучеников Патрикия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преподобного Корнилия Комельского, чудотворца (1537). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407).

Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преподобного Сергия Шухтомского (1609). Мученика Калуфа Египтянина (284—303). Преподобного Иоанна, епископа Готфского (790).

Священномученика Матфия Вознесенского пресвитера (1919); священномученика Виктора Каракулина пресвитера (1937); священномучеников Онуфрия, архиепископа Курского, Антония, епископа Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мученика Михаила Вознесенского (1938); преподобномученика Валентина Лукьянова (1940).

Благоверного великого князя Димитрия Донского

Благоверный князь Димитрий Донской, по свидетельству современников, отличался необыкновенной любовью к Богу: «С Богом всё творящий и за Него борющийся… Царским саном облечённый, жил он по-ангельски…» Князь ежедневно посещал храм, «божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался». Димитрий Донской обрёл мощи своего прадеда, благоверного князя Александра Невского, установил день поминовения воинов, павших на Куликовом поле, — Димитриев скую родительскую субботу. С именем этого святого связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. Князь был великодушен, благотворителен, по-христиански относился к подчинённым. Его духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский, благословивший его на Куликовскую битву и напутствовавший при кончине.

Священное Писание

Свобода — это одно из ключевых понятий Нового Завета. Свобода — ключевой движущий мотив всевозможных революций. Свобода — предел стремлений разумного человека. А ещё свобода — это чересчур употребительное слово, услышав которое в очередной раз мы близки к тому, чтобы закрыть уши и не слушать дальше. Тем не менее Евангелие вновь и вновь призывает нас поразмышлять о свободе, делает это и тот отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.

Глава 8.

31Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Слова Христа о свободе не предполагают какого-либо иного их прочтения, кроме буквального: под свободой Спаситель понимал только свободу от греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), соответственно, свободен тот, кто праведен и греху не причастен. Но как можно жить и не согрешать? Каким образом можно в такой степени контролировать свои мысли и эмоции, чтобы они не выходили за пределы допустимого и не затрагивали те сферы, сама мысль о которых интерпретируется Евангелием как грех?

Очевидно, что никакой человек не способен достичь этого вожделенного состояния своими собственными силами, а потому мы, если хотим обрести евангельскую свободу, нуждаемся в помощи извне. Собственно, именно с этой мысли и начался прозвучавший только что отрывок: Спаситель сказал, что свободу дарует истина, и чуть позже в этом же отрывке Господь повторил ту же самую мысль, поставив знак равенства между истиной и Самим Собой. Получается, что даровать свободу может только Христос, Который есть путь, истина и жизнь (см. Ин. 14:6).

Из слов Спасителя следует, что в своём обычном и всем нам прекрасно знакомом состоянии, то есть в состоянии вне общения со Христом, человек не свободен. Это довольно любопытно: тогда, когда человек живёт без Христа, живёт один, — он пребывает в рабстве, а свободу человек получает лишь позволив Христу войти в его жизнь. Для того, кто привык к пониманию свободы как отделённости от любого авторитета, Христовы слова звучат странно и парадоксально.

Парадоксально звучали они и для Христовых собеседников из числа древних иудеев. Эти люди, как и большинство наших современников, думали о свободе как о независимости от кого бы то ни было, Христос же утверждал совершенно обратное: свободен лишь тот, кто добровольно подчинил себя Христу, то есть стал зависимым от Спасителя, над таким человеком перестаёт властвовать грех, такой человек обретает способность контролировать свои мысли, чувства и эмоции, такой человек в своей свободе уподобляется Богу и в конечном итоге беспрепятственно входит в блаженство Христова Царства.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Одним из средств, помогающих достичь цели поста, является самопознание. Замечательно говорит об этом святитель Григорий Нисский: «Знание самого себя бывает средством очищения греха, происходящего от неведения». То есть для того, чтобы очиститься от греха и знаемого, и незнаемого, нужно понимать, что происходит в твоей собственной душе… Но, чтобы совершить этот великий умственный и волевой подвиг, настоящий поступок, мало только ума. Нужно призывать помощь Божию. Нужно в смирении предстать пред Господом в некой духовной наготе, не опираясь в общении с Богом ни на какое наше человеческое хитросплетение. Просить Его о помощи, чтобы Он дал нам способность видеть наши слабости, соразмерять эти слабости, не уменьшая их и не преувеличивая наши заслуги.

Проповедь Евангелия

Предание сохранило известие об одном проповеднике, послушать которого собирались целые города в средневековой Европе. Однажды он пришёл в маленький итальянский город. Ему поставили кафедру, собрался народ. Он начал проповедь словами Христа из беседы с Никодимом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). После этого он замолчал и затем повторил ту же фразу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». После очередной паузы он вновь произнёс эти слова Христа, ничего к ним не прибавив. Так продолжалось много раз. Разочарованные слушатели махнули рукой и начали расходиться. А все, кто остался стоять на площади, плакали.

Свойство Божие — милосердие

В рамках богословия милосердие Божье рассматривается как одна из сторон благости Божьей. В отношении разумно-свободных творений милосердие Божье обнаруживается в желании и готовности изливать на них милость (милости), проявлять снисхождение, долготерпение, очищать (грешников) от грехов, способствовать их духовно-нравственному совершенствованию. Милосердие Божье не противоречит Божественной справедливости и Божественной премудрости. Проявляя милосердие ко грешникам, Бог действует и премудро, и справедливо.

Добродетель ревности по Богу

Вопреки мнению, обращающемуся в светской среде, что ревность — недоброе чувство, связанное с проявлением любовной страсти, нередко основанное на чувстве собственности по отношению к партнеру (партнерше), в православном богословии под ревностью может подразумеваться совершенно иное: 1) проявление Правды Божьей; 2) особое душевное состояние верующего, которое выражается в искреннем, пламенном стремлении к исполнению им воли Божьей, с одной стороны, а с другой стороны — в его негодовании по отношению к нарушению воли Божьей кем-либо, в остром неприятии зла (Пс.118:139).

Образцом явления благочестивой ревности мы, что естественно, признаём Иисуса Христа. Ярчайшим примером в этом отношении может служить изгнание Им из Храма торговцев, менял, покупателей (Мф.21:12-13). История Церкви содержит много примеров ревности веры: от подвижничества до добровольного принятия мук и даже смерти ради Христа.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Димитрия Донского

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия Донского

глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому

О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Патриарх Кирилл: Христианский брак — это во многом то же, что и монашество
Публикации 1 июня 2023
Патриарх Кирилл: Христианский брак — это во многом то же, что и монашество

1 июня Святая Церковь совершает память благоверных великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407).

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.