29 мая. Память преподобного Феодора Освященного, игумена

4310
Фото

Преполовение Пятидесятницы

В этот день совершается память:

Преподобного Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прпеподобного Ефрема Перекомского, Новгородского, чудотворца (1545).

Преподобных Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блаженной отроковицы Музы (V). Преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных (614). Святителя Георгия II, епископа Митиленского (IX). Мученика Вукашина (1943) (Серб.).

Преполовение Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день Церковь воспоминает, как Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своём Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимается благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Преполовение святой Пятидесятницы — древний христианский праздник, установленный Церковью и существующий уже во времена святителя Иоанна Златоуста. Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием Пасхи в службе Преполовения напоминается о приближении праздников Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня.

Богослужение Преполовения Пятидесятницы

Богослужебные тексты праздника несут на себе печать глубокой древности. Первым Преполовение в V веке воспел святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, а вслед за ним и многие святые: преподобный Андрей Критский в VII веке, преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке, преподобный Феофан Исповедник в IX веке. «Просветившеся, братие, Воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа», — говорится в одном из праздничных песнопений. По примеру ветхозаветной Церкви, вспоминающей на праздник Кущей чудесное напоение евреев в пустыне водою, изведённой Моисеем из скалы, и в знамение благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения, Святая Церковь установила в этот день совершать после литургии водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

Преподобный Феодор Освященный

Преподобный Феодор был ближайшим учеником преподобного Пахомия Великого. Он получил прозвание «Освященный», потому что первым из монашествующих Тавеннисской обители был рукоположен в сан пресвитера. Происходя из богатой египетской семьи, преподобный Феодор в четырнадцать лет тайно ушёл из дома, чтобы подвизаться под руководством преподобного Пахомия. Достигнув обители, он с любовью был принят преподобным Пахомием, который получил уведомление от Бога о приходе юного подвижника. Святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно в полном послушании своему наставнику и любви к братии. Видя преуспевание своего ученика, преподобный Пахомий поставил его строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы Пахомия святой Феодор стал во главе всех фиваидских обителей.

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Епископ Александр — ученик великого учителя Церкви и писателя Климента Александрийского. Во времена гонений императора Септимия Севера, будучи епископом Флавии Каппадокийской, святитель Александр три года томился в темнице. После освобождения отправился в паломничество в Иерусалим, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии. По небесному откровению, в 212 году епископа Александра избрали соправителем престарелого Патриарха Наркисса. Это крайне редкий случай в практике древней Церкви. Александр 38 лет мудро управлял Иерусалимской Церковью, много потрудившись в христианском просвещении. Он собрал большую библиотеку из книг Священного Писания и творений христианских писателей. Во времена гонений императора Декия на суде твердо исповедал Христа, был брошен в темницу, где и скончался.

Священное Писание

У библейского закона был и есть тот смысл, который значительно превосходит его буквальное прочтение. Однако людям бывает очень сложно видеть этот высший сокровенный смысл, и зачастую они предпочитают концентрировать своё внимание лишь на буквальном понимании библейского закона. Христос в Евангелии неоднократно говорил, что такой путь тупиковый, что он не способен привести к чему-либо, кроме гордыни. До Христа о том же самом говорили и пророки Древнего Израиля. Однако ни пророки, ни Сам Спаситель не были услышаны и поняты израильской религиозной знатью. Евангелие сохранило довольно много диалогов Христа с иудеями, в этих диалогах Господь сделал всё для раскрытия сокровенного смысла библейского закона. Одна из таких бесед содержится в 7-й главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 7.

14Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;

17кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24Не судите по наружности, но судите судом праведным.

25Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

Из только что прозвучавшей беседы Христа с иудеями очевидно, что к началу первого века по Рождестве Христовом смысл обрезания не был вполне понятен учителям еврейского народа, а значит не был он понятен и самому еврейскому народу. Про обрезание мы знаем из книги Бытия, оно было установлено Богом как видимый знак завета между Богом и праотцом Авраамом: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:11). С тех пор и до ныне евреи именно так и поступают, это отличительная особенность еврейского народа. Но что означает библейское выражение «знамение завета»? Завет — это некий обязательный для исполнения договор. Как и у всякого иного договора, у завета с Богом есть свои цели и задачи. Цель его — сохранение в еврейском народе истинного богопочитания и чуткости к волеизъявлениям Божиим, а задачи — исполнение всего спектра зафиксированных Священным Писанием повелений Божиих. С задачами народ справлялся прекрасно, а вот цель в какой-то момент перестала быть ясной и очевидной, её место заняли задачи, а потому и обрезание неотвратимо проводилось на восьмой день после рождения по причине предписания книги Бытия, а вовсе не потому, что обрезание должно было напоминать о высоком призвании хранить истину о Боге и следовать Его воле.

Проблема подмены цели задачами стала совершенно очевидной с Пришествием Христа.

Оказалось, что Воплощённый Бог должен, по мнению евангельских иудеев, следовать их пониманию закона Ветхого Завета, оказалось, что Он должен совершать чудеса по расписанию и ни в коем случае не помогать кому бы то ни было по субботам. А ещё оказалось, что Он постоянно должен доказывать словами Свою власть и право помогать людям. Если вдуматься, то это всё было каким-то невероятным абсурдом: Бог, доказывающий Своему творению Своё право благотворить Своему творению. Но Христос пошёл и на это, Он сделал всё ради того, чтобы человечество перестало блуждать в плену ложных целей, чтобы мы начали стремиться лишь к истине, чтобы не было в нас никакой неправды, и чтобы венцом жизни человека стало вечное блаженное пребывание в Царстве Небесном.

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, как во многих странах, где провозглашается свобода вероисповедания, — одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. Эта свобода предполагает исповедничество. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны — всегда предполагает путь исповедничества.

Архимандрит Парфений (Мурелатос): «Когда молитесь закройтесь в сердце своем»

Христос говорит в отношении молитвы: «Спешите молиться! Бодрствуйте и молитесь! Ибо не знаете времени и часа, когда Сын Человеческий придет». Вечером, утром или в полночь? В другом месте Господь говорит: «Когда молитесь — закройтесь в сердце своем». Внутри себя. А все остальное должно остаться снаружи. Потому что демон, искушая людей, не дает им возможности молиться. Старается. Мы можем в течение дня делать все, что угодно: ходить, заниматься делами, читать, играть… И он нас оставляет — делайте, что хотите. И как только мы берем в руки четки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — будет звонить телефон, в дверь кто-то постучит, в окна кто-то начнет стучать. Кто-то будет в потолок стучать. Разные мысли в голову придут. И бес не дает людям помолиться. По возможности человек должен с самого юного возраста учиться молиться. Потому что молитва — это то звено, которое объединяет человека с Богом.

Свойство Божие — святость

Святость Божья проявляется в том, что Бог Сам в Себе чужд какой-либо греховности, действует исключительно на основании побуждений к добру, одобряет в разумно-свободных творениях то, что в них согласно с Его нравственным законом, и ненавидит беззаконие, зло. В строгом значении слова свят только Господь. Когда мы говорим о святости Божьих святых, мы подразумеваем их нравственное совершенство, нравственную чистоту, особую близость Богу (особую духовно-благодатную связь с Богом). Святые святы по благодатной причастности Тому, Кто свят по естеству.

Добродетель кротости

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим... (Мф.11:28-29).

По словам преподобного Иоанна Лествичника, добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодора Освященного

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Феодоре:/ постом, бдением, молитвою небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Феодора Освященного

глас 2

В дому Божии, яко финикс, процвел еси,/ плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным,/ отче преподобне,/ темже и ублажаешися,// яко Безплотных равностоятелен.

Тропарь преподобного Ефрема Перекомского

глас 4

От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Ефрема Перекомского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский (251 г.)
Жития святых 25 декабря 2016
Священномученик Александр, епископ Иерусалимский (251 г.)

Был одним из учеников св. Климента Александрийского. В начале III в. был поставлен епископом в г. Флавии, в Каппадокии. Когда началось гонение на христиан, святой был заключен в темницу, где томился несколько лет.