11 мая. Память святителя Кирилла Туровского

3287
Фото

Светлая седмица

В этот день совершается память:

Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286).

Святителя Кирилла, епископа Туровского (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63).

Мученицы Анны Шашкиной (1940).

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр — ученики апостола Павла. В 63 году с проповедью Евангелия они достигли острова Керкиры в Ионическом море, где их заключили в темницу. Там сидели разбойники: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу, за исповедание Которого бывшие разбойники приняли мученическую кончину. Дочь правителя, девица Керкира, узнав, как мученики страдают за Христа, объявила себя христианкой. Отец приказал разбойнику Мурину обесчестить ее, но на него напал медведь, которого Керкира отогнала молитвой. Мурин объявил себя христианином и был казнен. Мученический венец приняла и Керкира. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове. Были сожжены мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий. Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров, а преследовавшего их правителя с воинами поглотили волны. Апостолы дожили до глубокой старости и своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.

Святитель Кирилл Туровский

Современники епископа Кирилла называли его «вторым Златоустом» — такая высокая оценка была дана его вдохновенному, поэтическому слову. Родился святой в г. Турове, что на реке Припять в Белоруссии. С детства он прилежал к изучению «божественных писаний», а состоятельные родители позаботились о его образовании. Став монахом, Кирилл проводил жизнь суровую и внимательную, тем самым привлекая благодать Святого Духа. Пламенное стремление к познанию Бога побудило Кирилла принять на себя подвиг затворничества — он затворился в башне (на столпе). Там, подвизаясь в строгом посте и молитве, он вглядывался в глубины человеческого сердца и освобождал свой дух для созерцания мира — божественного творения. И этот драгоценный опыт наш соотечественник оставил нам в своих писаниях: проповедях, притчах и молитвах.

Священное Писание

Каждому из нас свойственно переживать за своих близких, радоваться их взлётам и печалиться их падениям. Даже если мы вполне хорошо относимся к остальным, некоторая соревновательность заставляет нас беспокоиться о своих. Но возможно ли настроиться иначе и научиться искренне радоваться за других? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 3.

22После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

24ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать насебя, если не будет дано ему с неба.

28Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30Ему должно расти, а мне умаляться.

31Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

32и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы видим пример явной и неприкрытой ревности, которую испытывают ученики Иоанна Крестителя по отношению ко Христу и Его ученикам. Спаситель также пришёл на Иордан и через учеников, о чём в другом месте Евангелист Иоанн говорит со всей ясностью, начал призывать людей к покаянию и изменению жизни. Это крещение, совершаемое учениками, ещё нельзя было назвать таинством, и главной его целью было привлечение людей к Спасителю, для того чтобы они услышали Его проповедь. Однако именно этого переключения внимания на Иисуса из Назарета некоторые ученики Иоанновы никак принять не могли. Более того, они не только сами были смущены появлением Христа, но и пытались перетянуть на свою сторону пророка Иоанна Крестителя.

Примечательно, что Иоанн отвечает им без какой бы то ни было ревности. Он изначально предупреждал учеников, говоря, что не является Мессией, но только послан быть Его Предтечей. Как друг жениха, который лишь помогает в устройстве свадебного пира и радуется не своей радостью, он радуется о женихе. Образ прекрасен, но как его понять? Чему в буквальном смысле радуется Иоанн и что помогает ему не относиться к успеху Мессии ревностно?

Ответ прост: Иоанн знает, что дело Христа — это дело Божее, в котором он как Предтеча сам призван принять участие. Исполнение воли Божией — это исполнение смыслом и его собственной жизни. Почему он и говорит, что радость его исполнена. Слово «исполнение» в греческом означает не просто совершение, но обретение полноты и завершённости. Каждый из них, Предтеча и Мессия, — земной и небесный исполняют свои смыслы, но жизнь Иоанна находит своё исполнение в жизни Христа.

Однако возможно ли перенести подобные отношения на нашу жизнь? Конечно, если понимать, что забота о другом человеке, о его духовном развитии это и твоё духовное развитие в том числе. Смысл нашей жизни в правильной совместной жизни с другими людьми. И когда рядом с нами кто-то духовно растёт и развивается, нам стоит радоваться о нём, потому что подлинное духовное развитие не должно быть эгоистичным, оно может быть только совместным с другими людьми.

 

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Я свет миру (Ин. 8, 12)... Через таинства Церкви силой Святого Духа мы в том числе способны воспринимать частицу этого света и нести ее в себе, несмотря на то что тьма пытается господствовать в этом мире. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба, космическая борьба между добром и злом, вселенская борьба, ни на минуту и ни на мгновение не останавливается. И в этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не те, у кого власть, не те, у кого деньги, не те, у кого сила, могущая принудить других людей к исполнению их воли. Побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет. И не потому, что тот, кто хранит свет, сильнее других, а потому, что у того, кто хранит свет, через Церковь, через общину веры, в которой живет и действует Дух Святой, происходит великая тайна — соединение с Божественным Царством и обретение Божией силы.

День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича

Николай II родился в 1868 году в Царском Селе. С младенчества он проявлял удивительные выдержку и ровность характера, был послушным и в то же время веселым ребенком. В отрочестве полюбил физические упражнения и во все время жизни не мыслил дня без зарядки и физического труда. Получил многостороннее образование. Обладал большим личным мужеством. Его считали безвольным — это было клеветой. Николай II каждодневно трудился ради России, оказывал всему попечение. Его семья — образец взаимной любви, благочестия и верности Богу. Непреложно следовал чувству долга, всегда поступал по совести. В любых обстоятельствах сохранял приветливость, доброжелательность, бодрость духа и способность сообщать ее другим. В заточении все держалось на нем. Его считали упрямым — это означало самостоятельность и волю. Принял желание лишить его трона как попущение Божие и, не желая пролития крови, согласился на отречение. Всех простил и оставил нам завещание: «Зло будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь».

Что такое катафатическое богословие?

Катафатическое богословие (от греч. Κατάφασις (катафасис) — утверждение) — богословское направление, в рамках которого для обозначения и раскрытия истин о Боге и Его отношении к миру используются положительные термины и выражения.

Примеры катафатических терминов и выражений: Бог есть любовь; Бог милосерден; Бог праведен и свят; Бог разумен; Бог свободен в принятии решений; Бог — Творец мира; Бог — Промыслитель.

Недостаток катафатического богословия может проявляться в том, что рассуждая о Боге в положительных терминах и выражениях, человек привносит в понятие о Нём нечто субъективное, связанное с тем, как именно он осмысливает их и понимает. Например, разные люди могут по-разному воспринимать слово «любовь», поскольку внутренний опыт переживания любви у каждого человека индивидуален.

Положительная сторона катафатического богословия проявляется в том, что если рассуждать о Боге исключительно в отрицательных терминах и выражениях, при понимании, чем или кем Бог не является, сложно всё же понять, Кем Он является. Скажем, если имея в виду человека сказать о нём, что он не имеет крыльев, копыт, чешуи, жабр, не является огнем, ветром, железом, то из этого определения сложно догадаться, что речь идёт именно о человеке. Гораздо понятнее будет если человека представить так: живое существо, обладающее душой, телом, разумом, свободой воли, творческой способностью и т. д.

Катафатический метод может использоваться в сопряжении с апофатическим:

Посредством добавления к катафатическим терминам приставок «бес», «без», «не», «над», «сверх», «все» и т. п. (Бог — беспределен, безграничен, непознаваем, невидим; Его бытие — надмирно; Он — сверхмилосердный, сверхлюбовь, Он — Всесовершенный Дух).

Посредством сопровождения катафатических терминов эпитетами «абсолютный», «совершенный», «исключительный» и т. п. (Бог — абсолютно добр, Его любовь совершенна).

Посредством использования оксюморонов, а также терминов и выражений, как будто бы противоречащих ожидаемым (познавать Непознаваемого; Бог живет во мраке / Бог живёт в неприступном свете).

Молитвословия

Тропарь святителя Кирилла, епископа Туровского

глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвале,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю,/ светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание святителя Кирилла, епископа Туровского

Величаем тя,/ Туровский подвижниче и святителю Кирилле,/ златословесный Российский учителю,/ и чтим святую память твою,/ ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш/ и теплый молитвенник о спасении душ наших.

Молитва святителю Кириллу, епископу Туровскому

О предивный подвижниче, преславный святителю, златословесный Российския земли учителю, великий угодниче Божий, Кирилле! Измлада Вышних благ взыскуя, знатность рода и земная богатства, яко уметы, вменил еси, блаженне, возлюбил же еси всем сердцем нищету, бдение, пощение, смирение, скорбь и тесноту иночества, еще же и вящший Христа ради подвиг подъял еси, восшед на столп, досточудне! Мудрствуя Горняя, испытуя, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, непрестанно душу и сердце питал еси Божественными ученьми. Умолен быв архипастырем быти, воистинну добре упасл еси Туровскую паству твою, питая ее здравыми ученьми Православныя веры и приводя к Царствию Небесному. Темже явился еси иноков вождь, подвижников слава, Православия столп, Церкви российския светило, пастырем и архипастырем образ, всем верным добрый руководитель к истине и правде. Велиим показался еси в Царствии Божием, вся бо заповеданная Богом сам неленостно сотворив, и предков наших научил еси творити. Сего ради, к тебе, Богомудре Кирилле, воспевая прославльшагося в тебе Бога, прибегаем и, чтуще твою память, молимся: буди ходатай за нас, недостойных, пред Господом Богом. Твоими молитвами и заступлением да утвердится в нас истинный дух живой веры и святаго благочестия, да сохранимся все мы благодатию Божиею от неверия, неправоверия и суеверия, от нравственнаго шатания и духовной немощи. Великий угодниче, подвижниче Христов! Моли Милостиваго Бога, да издревле изобильно обитавшия в России стремление к высшему нравственному совершенству, любовь к иночеству, забота о благосостоянии церквей и благолепии храмов, ревность о благочинии богослужения церковнаго выну пребывают достоянием нашим не ослабевая, не умаляясь, но укрепляясь, возрастая и преуспевая. Святителю Кирилле! Да будут молитвами твоими в отечестве твоем пастыри словеснаго стада Христова духом горящии, Господеви работающии, а не себе угождающии, паству, а не себе пасущии. Да будут они добрыми пастырями, душу свою полагающими за овцы паствы своея, а не наемниками, небрегущими о овцах и при виде волка бегающими и оставляющими овцы на расхищение. Ты, блаженне Кирилле, и словом и писанием учил еси древле князей и всех людей Российския земли ходити достойно звания своего. Призри и на нас, потомков твоих, чад и учеников, и умоли Бога, да низпошлет стране нашей твердость и благоустроение, законам нашим святость н силу, правителем и судиям мудрость, усердие, безкорыстие и нелицеприятие. Испроси у Всещедраго Бога всем нам и коемуждо порознь благопотребная, яже к животу и благочестию: немощным в вере и добрых делех укрепление, падшим восстание, подвизающимся добре преуспеяние. Да не оскудевают в родителех согласие, любовь, взаимное уважение, друг о друге благопопечение, в рождении чад Божие благословение. Чада, воспитанныя в страхе Господнем, да уразумеют премудрость Божию и да младенствуют злобою, а не умом. Детоводители и наставники да избыточествуют в несении и во всяком чувстве, паче же да изобилуют благочестием и о благе истиннем детей попечением. Пречудный святителю Кирилле! Сам зриши страну, в нейже родился еси и в нейже много потрудился еси; зриши народ, егоже древле просветил еси. Сам веси, яже требуем, веси наша немощи и согрешения. Буди же нам помощник, покровитель, заступник и управитель жизни нашея. Да под твоим покровом и заступлением достойно будем славить Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года