4 мая. Великая Суббота

3280
Фото

Страстная седмица

В этот день совершается память:

Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского (1999). Праведного Алексия Бортсурманского (1848).

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); святого Николая Писаревского исповедника, пресвитера (1933); священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938).

Великая суббота

В Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя во ад после смерти на Кресте. Во второй день пребывания во гробе Иисус Христос сокрушил врата преисподней и вывел из ада души всех томившихся там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву, в райские обители, где до этого, по учению Церкви, пребывали лишь пророки Енох, Моисей, Илия и благоразумный разбойник, получивший прощение еще на кресте за сказанные им слова покаяния. О том, за кем сошел во ад Спаситель, кратко и исчерпывающе сказал святитель Епифаний Кипрский: «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там — только верующих». Сошествие во ад завершает искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Своим вольным страданием и смертью на Кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его губительными последствиями нам, их потомкам.

Священномученик Ианнуарий и другие мученики

Эпоха правления императора Диоклетиана ознаменовалась самыми беспощадными гонениями на христиан. Но именно в это время, в самый разгар жестокости, миру была явлена необычайная красота христианской души, способной к подлинной, непреходящей любви. Таким был епископ Ианнуарий, который был предан мучениям в Италии, в Неаполе. Пытки были бесчеловечными, а Божия помощь поразительно явной. Его бросали в раскаленную печь, но пламя чудом утихало. На него выпускали разъяренных львов, но звери становились кроткими и лизали его ноги. Когда один из его палачей ослеп, Ианнуарий из сострадания исцелил мучителя молитвой. Изумленный народ попытался остановить казнь. Но святой ответил, что смерть за Христа принесет плод больший, чем жизнь. Так и случилось — он стал небесным покровителем города Неаполя.

Праведный Алексий Бортсурманский

В начале своего служения в селе Бортсурманы Симбирской губернии святой Алексий Бортсурманский не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий выгнал присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадёжно и можно подождать до утра. Но затем, испытывая муки совести, отец Алексей решил отправиться к больному. Но тот был уже мёртв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясённый видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провёл всю ночь в молитве. С тех пор он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал монашеское молитвенное правило, ежедневно совершая полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Священное Писание

Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством, знает, что Иисус Христос воскрес. Это произошло практически две тысячи лет назад и с тех пор Он жив, а мы, хотя и остаёмся смертными, ожидаем воскресения мёртвых. Но как нам жить сегодня, пока оно ещё не наступило? Об этом прикровенно говорится в отрывке из 28-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 28.

01 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

02 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

03 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

04 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

05 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

06 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

07 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

08 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

09 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Для многих верующих, но не очень церковных людей, сегодняшний день связан с освящением куличей, яиц, сырной пасхи и прочих продуктов, связанных с пасхальной трапезой. Однако на самом деле главное в сегодняшнем дне — далеко не освящение пищи. Текст, который мы сейчас услышали, уже пасхальный по своему содержанию. Он читается в субботу, но сама литургия этого дня начинается с вечерни и в древности служилась вечером субботы, так что пасхальное содержание рассказа никого не удивляло.

Рассказ, который мы услышали, интересен тем, что даже явное чудо, свидетелем которого становятся люди, не уничтожает их свободы. Жёны-мироносицы, пришедшие ко гробу Учителя ранним утром, становятся свидетелями явления ангела, который сообщает им радостную весть. В то же время воины, которые стерегли гроб, оказываются поражены этим явлением, как молнией, но назвать их благовестниками никак нельзя. Так, для одних воскресение Христа — это путь к радостной встрече с Ним, а для других то же воскресение и явление ангела — проблема, которую надо решить, чтобы забыть как можно скорее. И даже встречая учеников на горе в Галилее, Спаситель позволяет им реагировать по-разному, потому что одни кланяются Ему, в то время как другие сомневаются. Обращаясь и к тем, и к другим, Он никого не обличает, но отправляет их на проповедь, понимая, что сомнения пройдут, потому что тот, кто открыт сердцем, сможет удостовериться в реальности встречи. Христос уже воскрес, но апостолы призваны идти к тем, кто этого ещё не знает и ни в какое воскресение не верит. Ученики призваны рассказывать об этой встрече с Учителем всем, потому что она имеет отношение ко всем. Ведь если Христос воскрес — воскреснет каждый из нас.

Сегодня, в Страстную Субботу мы вспоминаем, как Христос лежал во гробе и в то же время читаем и слушаем Евангелие о Его воскресении. Спаситель воскрес и победил смерть, и в то же время обращаться друг ко другу с пасхальным приветствием мы будем только завтра. Нечто подобное мы можем сказать о всеобщем воскресении. Победа Христа говорит о том, что смерть потеряла своё всемогущество и в конце времён будет окончательно побеждена.

Евангельское чтение, которое мы сегодня услышали, ясно показывает, что к событию воскресения Христа можно относиться по-разному. Можно его бояться и отрицать, и Сам Бог не заставит тебя радоваться и соглашаться. Но можно принять весть как свидетельство, преображающее твою собственную жизнь, и нести это свидетельство другим.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как свидетельствуют святые отцы, ревность по духовной жизни является очень важным показателем перемен в человеке, потому что привычным состоянием большинства людей является духовная леность, расслабленность, неспособность концентрировать свое сознание и свою волю на проблемах духовной жизни. В каком-то смысле большинство людей вообще духовной жизнью не живут, разве что эпизодически, время от времени. И чаще всего ревность по духовной жизни возгорается в нашем сердце лишь под влиянием тяжких обстоятельств жизни. Проще говоря, когда мы страдаем, тогда и возвращаемся к мысли о Боге. А думая о Боге, начинаем размышлять и о своей собственной жизни: правильно ли мы живем, так ли поступаем, как велит Господь. Но для того чтобы возбудить в себе ревность по духовной жизни, желание изменить себя без воздействия драматичных внешних обстоятельств, нам необходимо хотя бы на краткое время пережить благодатный опыт перемены нашего духа.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан. Краткий свод основных догматов Символ веры — состоит из 12-ти предложений. Догматы именуют границами истины, они были сформулированы лишь как ответ на попытки её искажения.

Как сочетается то, что христианство, возвышенная религия любви и свободы, имеет догматизированное вероучение? Всё просто. Возьмём музыку. Чем примитивнее мелодия, тем проще её передать. Популярный шлягер сможет запомнить и напеть человек без слуха, а для передачи симфонии без ошибок уже потребуются ноты, мастерство исполнителя, и, желательно, запись авторского замысла. Это и есть аналог догматов в религии. Вероучение тесно связано с практикой духовной жизни, искажение теории неминуемо скажется на практике Богообщения.

Праведный Иоанн Кронштадтский о смысле богослужений

Богослужение Православной Церкви в суточных, недельных и годовых службах имеет целью изобразить всё течение домостроительства нашего спасения и чудные дела Божии в мире и в роде человеческом; бесконечную благость, святость, правду, премудрость, верность и всемогущество Божие во всех делах Божиих касательно человека, созданного по образу и подобию Божию. Так, вечерня изображает благость, премудрость и всемогущество Божие в сотворении мира и человека, блаженство человека, падение человека, обещание Божие об искуплении его через воплощение Сына Божия, приготовление через пророчества и прообразования к принятию Искупителя. Утреннее богослужение изображает чудеса домостроительства Божия в Ветхом Завете, от Моисея до пришествия Искупителя, чудеса новозаветного домостроительства в святых Божиих. Наконец, литургия ставит Владыку Нового Завета во всём свете, изображая Его человеколюбие, истину, верность Своему обещанию, наконец, всю Его жизнь от пелён до гроба. Она есть солнце в полном сиянии.

Молитвословия

Кондак святых Ианнуария и Феодора

глас 3

Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Новости по теме

Трансляция творческой встречи с поэтессой Олесей Николаевой и филологом Александриной Вигилянской Трансляция творческой встречи с поэтессой Олесей Николаевой и филологом Александриной Вигилянской

1 июля в Казани состоится творческая встреча с поэтом, прозаиком Олесей Николаевой и филологом и журналистом Александриной Вигилянской.

В семинарский храм принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского В семинарский храм принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского

30 июня в Казань из села Бортсурманы (Нижегородская область) был принесён образ праведного Алексия Бортсурманского и ковчег с частицей мощей святого. Торжественная встреча святынь состоялась в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии.

В Казань будет принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского В Казань будет принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского

30 июня 2022 года в Казань будет принесён образ праведного Алексия Бортсурманского и ковчег с частицей мощей святого. Торжественная встреча святынь состоится в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии в 17.00.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?