2 мая. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Память блаженной Матроны Московской

5341
Фото

Страстная седмица

В этот день совершается память:

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блаженной Матроны Московской (1952).

Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, епископа Иерусалимского. Святителя Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийской (813—820). Святителя Трифона, патриарха Константинопольского (933). Преподобного Никифора игумена.

Святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского (1934).

Великий Четверток

В Великий Четверг Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни. По вере Церкви в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. За богослужением Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, омовение Христом Спасителем ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Чтение двенадцати Евангелий

Вечером Великого Четверга совершается «Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Это единственная утреня, по уставу совершающаяся вечером. Во время неё читают 12 Страстных Евангелий. По уставу служба начинается во 2-м часу ночи (около 20:00) и продолжается всю ночь, по сути это всенощная. Так как утреня Великой Пятницы начинается в Четверг, в её начале звучит тропарь Четверга «Егда славнии ученицы», в конце же — тропарь Пятницы «Искупил ны еси от клятвы законныя». В основе «Последования», судя по «Паломничеству Эгерии» (IV век), лежит палестинская традиция: в ночь с Великого Четверга на Пятницу в Иерусалиме христиане во главе с епископом посещали места, связанные со страданиями Спасителя (Елеонская гора, Гефсиманский сад, место претории и так далее), воспоминали различные эпизоды Страстей Христовых и читали соответствующие евангельские фрагменты. Во время перемещений от одного места к другому пели антифоны. 15 антифонов входят и в современное «Последование».

Блаженная Матрона Московская

Блаженная Матрона происходила из бедной крестьянской семьи. Ещё до рождения девочки мать Матроны решила отдать её в приют для детей бедняков, но увидела вещий сон. Ещё не родив шаяся дочь явилась ей в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Когда девочка появилась на свет, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне. Благочестивая женщина восприняла сон как знамение от Бога и отказалась отдавать ребёнка в приют. Вскоре для матери стало ясно, что Господь даровал ей Свою избранницу: подобно великим подвижникам, святая Матрона не брала грудь по средам и пятницам, а во время её Крещения над младенцем присутствующие увидели столб благоухающего дыма.

Преподобный Иоанн Ветхопещерник

В Синаксаре Константинопольской Церкви, датируемом концом X века, под 26 июля содержится краткое сказание о преподобном Иоанне Ветхопещернике (Палеолаврите). Согласно этому сказанию, он был пресвитером Древней (Старой) Лавры преподобного Харитона (Сукийская Лавра, ныне на территории ущелья Хирбат-Хурайтун) в Иудейской пустыне. В юном возрасте, желая послужить Богу, преподобный оставил родной дом и, как паломник, обошёл Святую землю. Наконец, он нашёл желаемое место и поселился в Лавре преподобного Харитона, где и провёл всю жизнь в молитве и строгой аскезе. Известно, что святой занимался гимнографией; в честь преподобного Харитона святой Иоанн составил канон. Именно в его время — конец VIII века, начало IX — происходит формирование и развитие жанра канона. Служба самому преподобному Иоанну, в частности стихиры и канон, были написаны известным гимнографом и исповедником IX века преподобным Феофаном Начéртанным (Граптом, †845), младшим братом преподобного Феодора Начертанного.

Священное Писание

Ин., XIII, 3-17

3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Апостол Пётр до самых последних дней оставался верен себе. Он был, как и всегда, импульсивен и горяч, и он мыслил в тех же самых категориях, в которых привыкли рассуждать и мы. И в его, и в нашем сознании мучительной занозой сидит уверенность, что существует некая иерархия допустимых видов деятельности. Что младшие должны служить старшим. Что если старший вдруг возьмётся делать «чёрную» работу, то тем самым он унизит себя и его перестанут уважать. Что сам по себе тот или иной вид деятельности может быть как почётным, так и позорным. Мы видим вокруг себя бесчисленное число примеров такого отношения к труду и к иерархии. Более того, мы видим это и в самих себе. Особенно те из нас, кто был Богом поставлен на какую-нибудь административную должность, которая вместе с обязанностями и ответственностью принесла кабинет, водителя и секретаря. Конечно, мы можем ссылаться на апостола Петра и говорить, что мы подобны первоверховному Христову апостолу, в нас живут те же самые мысли, что и в нем. А если это так, то слова Господа Иисуса Христа о том, что если мы не изменим своей логики и своего отношения, то не будем иметь «части» с Ним, относятся и к нам. «Не иметь части со Христом» означает ни что иное как отлучение от Христа. Это отлучение грозят всякому, кто мыслит в ветхозаветных категориях достойной и недостойной себя самого работы. Кто считает, что этим определяется достоинство человека. Одним словом, такое отношение необходимо всеми силами уничтожать в самих себе. И когда мы видим людей, которые метут наши дворы, моют полы наших подъездов, мы должны помнить, что за каждым из них стоит Христос, стоит Бог, Который не побоялся и не постыдился склонить Свои колени, взять воду и помыть ноги Своих учеников.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Тема зла на телеэкране — это очень серьезная мировоззренческая проблема. Когда в новостных блоках мы постоянно видим смерть, то происходит привыкание. Современный мир привык к картинам человеческого страдания. Если бы на человека, жившего двадцать, тридцать, сорок лет назад, обрушился подобный информационный поток, наверное, его психика не выдержала бы. Вероятно, он захотел бы встать со своего места и побежать на помощь. Достаточно вспомнить, как люди помогали друг другу после войны, делясь последним; как было развито чувство солидарности и взаимной поддержки. Сегодня это чувство притупляется, и не в последнюю очередь под влиянием того, что люди слышат слишком много рассказов о человеческих ужасах.

Освящение куличей на Пасху

В Великую субботу и после пасхального богослужения, в знак благословения, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста, освящаются куличи и пасхи. Церковь не придаёт им никакого таинственного или символического значения. Считается предосудительным придавать им священное значение и изготовлять их в ущерб посещению страстных богослужений. В конце XVI века Патриарх Антиохийский Иоаким во время пребывания в южнорусской митрополии подверг осуждению чрезмерное уважение к ним южнорусского народа. Вскоре и Константинопольский Патриарх Иеремия, занимаясь искоренением различных беспорядков в южнорусской митрополии, окружной грамотой предписывал «считать простыми, а не святыми, пасхальные хлебы», то есть куличи, которые в Южной России обычно называются пасхами.

О благословении куличей и пасх в домашних условиях

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом:

перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»,

затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Чем подтверждается истинность Православной веры?

1. Тем, что в ее основе лежат истины, открытые посредством сверхъестественного Откровения.

2. Истинностью Священного Писания (Библия является составной частью Священного Предания).

3. Преданием Церкви (именно Вселенская Православная Церковь имеет происхождение от апостолов, сохраняет преемство иерархии от апостолов, и при этом сохраняет вероучение неповрежденным (протестантские церкви — не древнего происхождения, а католицизм, хотя и древнего происхождения, однако не сохранил вероучение в чистоте, а значит, и не вписывается в определение единственной истинной Церкви как «столпа и утверждения истины» (1Тим.3:15)).

4. Опытом православных святых (которые достигли высот святости в соответствии с тем, как об этом сообщается в православном вероучении).

Молитвословия

Тропарь блаженной Матроны Московской

глас 4

Земли Тульския прозябение, / града Москвы ангелоподобная воительнице / блаженная старице Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.

Тропарь блаженной Матроны

глас 2

Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.

Кондак блаженной Матроны

глас 7

К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Молитва блаженной Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслуши-вати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру право-славную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Стремление к святости
Публикации 8 марта 2023
Стремление к святости

Недавно в местной больнице зашёл разговор с женщинами и о святых угодниках, как раз в наш храм были доставлены образы нескольких святых.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в казанском храме блаженной Матроны Московской
Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в казанском храме блаженной Матроны Московской

8 марта, в праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Свято-Матронинском храме города Казани.

Чудесная история встречи по молитвам святой Матроне Московской
Публикации 2 мая 2020
Чудесная история встречи по молитвам святой Матроне Московской

Однажды он познакомился в Интернете с симпатичной девушкой по имени Елена. Знакомство явно было промыслительным, ведь они оба никогда прежде не знакомились в Сети.

В казанском храме блаженной Матроны Московской состоялось соборное богослужение В казанском храме блаженной Матроны Московской состоялось соборное богослужение

2 мая, в четверг Светлой седмицы, в казанском приходе в честь святых блаженных Матроны Московской и Ксении Петербургской (поселок Северный) прошли праздничные богослужения по случаю престольного праздника.