6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

5166
Фото

Седмица 3-я Великого поста

В этот день совершается память:

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преподобного Захарии монаха. Святителя Артемия (Артемона), епископа Солунского (Селевкийского) (I—II).

Преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII—IX).

Священномученика Александра Флегинского пресвитера (1918); священномученика Владимира Панькина пресвитера (1920).

Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

Мученики Стефан и Петр Казанские

Святые мученики Стефан и Пётр были татарами-мусульманами из Казанской земли. В феврале 1552 года Стефан пришёл в Свияжск и попросил о Крещении. На вопрос священника Тимофея, почему он хочет стать христианином, Стефан ответил, что он узнал о победах русского оружия, уверовал во всемогущество их Бога и получил исцеление от тяжёлой болезни ног. Приняв святое Крещение, Стефан вернулся домой и исповедал себя христианином. Татары обвинили его в отступничестве и изрубили на части меньше через месяц после Крещения — 24 марта 1552 года. После покорения Казани царём Иоанном Грозным другой татарин принял христианскую веру и был крещён с именем Пётр. Он был схвачен татарами, которые восстали против воеводы, присланного царём. Петра привели к родителям, которые подтвердили, что их сын был воспитан в мусульманстве. Видя, что он остаётся непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти не переставал исповедовать свою веру, взывая: «Христианин есмь».

Священное Писание

То, что кажется безнадёжным людям, для Бога таковым не является. Так звучит, пожалуй, один из главных тезисов, на которых строится евангельское повествование. И мы с вами в этом сможем убедиться, если вникнем в содержание отрывка из второй главы Евангелия от Марка. Этот текст читается сегодня в православных храмах во время Литургии.

Глава 2.

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Православное христианство в отличие от некоторых других религиозных течений и гуманистических концепций призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Бога — нашего Творца. Это означает, что ориентироваться нам нужно не на человеческое миропонимание, а на те принципы, которые даны нам Самим Богом. А Он завещал нам полюбить ближнего, как самого себя. Это означает, что любовь наша должна быть адресована не только тем, кто нам нравится, но и тем, кто оказался в плену грехов и пороков, чья жизнь ассоциируется у нас с чем-то скверным.

На бумаге всё выглядит красиво, а вот на практике дело обстоит значительно сложнее. Как проявить любовь к ближнему, который живёт против заповедей Божиих? Есть ли способ отделить человека от его ошибок? Посмотрим, что в данной ситуации предпринимал Господь Иисус. Благодаря прозвучавшему чтению мы узнали, как состоялось призвание в число апостолов Левия Матфея. Кем же был этот человек? До встречи со Христом он работал мытарем, то есть сборщиком налогов.

Профессия эта во времена Христа имела отвратительную репутацию. Ведь мытари, во-первых, служили оккупационным властям — Римской империи, а потому считались предателями родины. А во-вторых, мытари не получали зарплаты, но прибавляли к налогам свою премию. То есть дополнительно обирали сограждан. На месте Спасителя мы бы, наверное, с презрением прошли мимо Левия Матфея. А может быть и позволили себе слова осуждения в его адрес.

Но Спаситель-то смотрел на людей (и на Матфея в том числе) глазами не человека, а Бога. И Сын Божий увидел в сердце мытаря, презираемого всеми и самим собой, огромное желание изменить жизнь, вернуть утраченную чистоту совести. Господь Иисус, не сомневаясь, призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью и благодарностью откликается на этот призыв. В ином Евангелии — от Луки — говорится, что Левий Матфей накрыл богатый стол у себя дома для Христа и Его спутников.

Трапезу со Спасителем приходят разделить другие мытари и прочие грешники, то есть люди с очень плохой репутацией. Застолье происходит на глазах у довольных фарисеев и прочих представителей религиозной элиты. Они наконец-то получили доказательство того, что Иисус из Назарета — грешник и лицемер. Законники укоряют Христа за то, что Он общается с порочными людьми. Значит — и Он Сам такой!

Но вот как звучит ответ Сына Божьего: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». В Евангелии от Матфея у слов Спасителя есть ещё одна составляющая: «пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы?» Это цитата из книги пророка Осии. Но звучит тут не случайно. Спаситель подобно ветхозаветным пророкам возвещает правду и милость Божию. И идёт Он к тем, кто нуждается в наставлении — как изменить свою жизнь к лучшему?

Законники в таком совете не нуждались. Они себя считали совершенными и спасёнными. А вот мытари и прочие грешники стремились узнать правду Божию и выпутаться из сетей греха. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни. Но Он возвращал людям их утраченное достоинство. Человек, встретившись со Христом, вспоминал, что по-прежнему любим Богом, что образ Божий в нём ещё жив. Многие грешники покаялись благодаря любви Христовой. Мы призваны быть похожими на Спасителя — видеть в людях лучшее, светлое. И быть проводниками исцеляющей благодати Христовой!

священник Антоний Борисов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь призывает нас трудиться — каждого на своем месте. Один употребляет физические силы, другой — умственные, третий — духовные; и каждый достоин пропитания (Мф. 10, 10). Когда в результате своего труда мы получаем вознаграждение — это закон жизни, и Христос никого за это не осуждал. Но, обретая материальные блага, мы никогда не должны порабощать свою душу и обязаны оставаться господами над ними — людьми, свободными во Христе, способными управлять теми ценностями, которые обрели и которые, по слову Божию, нужно употреблять во благо. Тогда ни деньги, ни имущество не отлучат нас от Спасителя, тогда в сердце нашем никоим образом не возникнет желания предать Господа, продолжая при этом называть себя христианином.

Милосердие в дни Великого поста

В Древней Руси наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Люди в дни поста мирились и прощали обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, «сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир». Милостыня бедным рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». Яков Рейтенфельс в своём «Сказании о Московии» пишет: «Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу». В XVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Что такое совесть? Каковы её функции?

Совесть присуща каждому человеку вне зависимости от его возраста, пола, религиозных и философско-этических предпочтений и пр., присуща в силу того, что он — человек. Совесть является носительницей и выразительницей естественного нравственного закона. Она отчетливо обнаруживается в человеке тогда, когда он слышит её голос, проявляющийся в форме нравственного чувства: совершая тот или иной нравственно оцениваемый поступок (даже и просто производя мысль), человек понимает: плохо это или хорошо.

Среди функций совести обыкновенно отмечают три: 1) законодательную, 2) свидетельствующую, 3) судящую и воздаятельную. Первая состоит в том, что совесть служит внутренним мерилом мыслей, желаний, поступков, действий, поведения человека. Как свидетель совесть указывает ему, как он проявил себя по отношению к нравственному закону, а как судия и воздаятель угрызает его (в том числе через воспламенение чувства стыда, скорби, недовольства собой и пр.), когда он совершил зло, и награждает добрым внутренним настроением — когда совершил добро.

Молитвословия

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение.

Кондак предпразднства Благовещения

глас 8

Всем земным начало спасения нашего Ты еси, Богородице Дево,/ Божий бо служитель с Небес послан предстати Тебе,/ великий чиноначальник Гавриил,/ радость обрадованную Ти принесе./ Тем вси зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Новости по теме

В день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Троицком храме казанского посёлка Отары В день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Троицком храме казанского посёлка Отары

6 апреля, в день предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы и день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Свято-Троицком храме казанского посёлка Отары.

Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Троицком храме казанского посёлка Отары Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Троицком храме казанского посёлка Отары

6 апреля, в день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Троицком храме казанского посёлка Отары.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Казанской духовной семинарии Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Казанской духовной семинарии

Вечером 5 апреля, во вторник пятой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии Литургию Преждеосвящённых Даров.

В день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Троицком храме посёлка Отары В день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Троицком храме посёлка Отары

6 апреля, в день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Троицком храме посёлка Отары.