3 апреля. Память преподобного Серафима Вырицкого

5164
Фото

Седмица 3-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII—IX). Преподобного Серафима Вырицкого (1949).

Святителя Кирилла, епископа Катанского (I—II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольского (610).

Священномученика Владимира Введенского пресвитера (1931).

Преподобный Серафим Вырицкий

Великий русский святой ХХ века иеросхимонах Серафим (в миру Василий Муравьев) родился в деревенской семье. Он с детства стремился к монашеству, но, когда оказался в Александро-Невской лавре в Петербурге и сказал о том старцу, тот велел ему оставаться в миру, завести семью, воспитать детей, а уж потом вместе с супругой принять монашество. Мальчик и вообразить не мог, что ему было суждено стать успешным коммерсантом, миллионером-благотворителем, а через 40 лет, после революции, — быть принятым в лавру и даже стать ее духовником. Бог дал схимнику поразительную прозорливость, он помог своими духовными советами очень многим. Будущему Патриарху Алексию I он за 20 лет предсказал, что тот станет Предстоятелем Церкви и будет править 25 лет, предсказал он ему и войну. В Вырицу из Петербурга святой переехал по состоянию здоровья и там он прожил до своей кончины, принимая множество страждущих, удивляя многих своей прозорливостью. В начале 1941 года ему пришлось пережить арест, а осенью расстреляли его единственного сына. Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги… отвратят людей от Бога».

Святитель Фома, Патриарх Константинопольский

Святитель Фома I был Патриархом Константинопольским с 607 по 610 год. Во время его патриаршества, когда совершался крестный ход в Малой Азии, большие кресты сами собою с дивной и неудержимой силой стали колебаться, ударяясь друг о друга и разбиваясь. Преподобный Феодор Сикеот истолковал это как указание на предстоящее разорение и беды Церкви. Действительно, вскоре Византийская империя вступила в войну с Персией, войска Хосрова II захватили Иерусалим и вывезли из него Древо Животворящего Креста Господня.

Библейские чтения

 

Если спросить людей, на что они надеются, одни вспомнят про удачу или авось, другие скажут, что надеяться можно и нужно только на себя, верующие скажут, что надеяться нужно на Бога. Кажется, что христианский ответ не может быть иным, на Бога, конечно, как же иначе? Но что значит надеяться на Бога? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы книги пророка Исаии, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 10.

12И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;

14и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".

15Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

17Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;

18и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

19И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

20И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

Слово «надежда» мы употребляем в своей речи довольно часто. Оно знакомо как верующим, так и атеистам. Одни надеются на самих себя, другие на удачу и обстоятельства, в быту мы можем надеяться друг на друга, однако, как люди верующие, мы призваны надеяться на Бога. Заметим, что, когда мы так говорим, мы имеем в виду источник нашей надежды. Например, когда человек надеется сам на себя, это означает что все основные проблемы своей жизни он намеревается решать сам. Когда, например, происходит нечто, что заставляет переживать, люди часто произносят фразу: «Ну, будем надеяться на Бога». Что они под этой фразой подразумевают? Они подразумевают очень простую вещь: они рассчитывают, что Бог приведёт всё происходящее к хорошему концу. Иными словами, источники могут быть самыми разными, от Бога и других людей до неживой природы и просто случайности. Когда же мы говорим о содержании нашей надежды, то есть о том, чего именно мы ждём, надеясь на кого бы ты или что бы то ни было, оно всегда заключается в том, чего мы сами хотим. Оказывается, что можно надеяться на что или на кого угодно и даже испытывать самые возвышенные чувства, обращаться к Богу с мольбой, но желать при этом чего-то своего. Да и как может быть иначе? Разве можно надеяться на исполнение того, чего ты не хочешь? Ждать этого можно, но уже со страхом, а не с надеждой. Однако сегодняшнее чтение из Книги пророка Исаии, как и в целом учение Священного Писания о надежде, говорит нам о том, что нужно не только надеяться на всесилие Божие, но и доверять Богу в том, что происходит. Суть библейской надежды не в том, чтобы воспринимать Бога этаким джином из лампы, который исполняет всё, чего мы ожидаем, но в том, чтобы собственные ожидания согласовывать с замыслом Божиим. В таком случае, надежда оказывается самым глубоким образом связана с доверием. Надеясь на Бога, человек не пытается использовать Его, но вверяет себя, свои мечты и желания, в Его руки.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Святитель Иоанн Златоуст о молитве

Все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21). Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил — или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.

…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.

Что такое христианская нравственность?

Нравственность — это особое качество человека, обусловленное нормами нравственного закона, выражаемое в соблюдении им этих норм. В другом понимании, нравственность — совокупность норм, правил поведения человека, соответствующих нравственному закону (в светском обществе: соответствующих общественной морали).

Человека, грубо нарушающего требования нравственного закона, нередко называют «безнравственным». Этим подчеркивается, что он является не просто нарушителем нравственного закона (общественной морали): он нездоров в нравственном отношении.

Под христианской нравственностью подразумевается совокупность христианских норм и правил поведения человека, образа его жизни. Образцом (идеалом) нравственного Человека для христиан является Господь Иисус Христос.

Молитвословия

Тропарь преподобного Серафима Вырицкого

глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Кондак преподобного Серафима Вырицкого

глас 5

Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, / милостивый наш предстателю пред Господем.

Новости по теме

Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев) (1949 г.)
Жития святых 3 апреля 2017
Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев) (1949 г.)

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.