Седмица мясопустная. Вселенская родительская (мясопустная) суббота
В этот день совершается память:
Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского (806).
Святителя Сильвестра, архиепископа Омского, исповедника (1920); священомученика Александра Виноградова пресвитера, преподобномученицы Мстиславы Фокиной (1938); священномученика Николая Троицкого пресвитера (1945).
Вселенская родительская суббота
Суббота мясопустная занимает исключительное место в календаре Церкви — это одна из двух Вселенских родительских суббот (вторая — Троицкая, перед праздником Пятидесятницы). В эти две субботы христиане призываются помянуть всех от века усопших православных христиан, не только своих близких. Синаксарь дня особенно отмечает необходимость молитвы за тех христиан, которые «обычных псалмов и песней памяти не получиша», то есть скончались при трагических обстоятельствах, исключивших возможность отпевания и своевременной молитвы Церкви. Молитва «за всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере» тесно связана со следующим днём — Неделей о Страшном Суде, на который по всеобщем воскресении предстанут все когда-либо жившие люди. Память об усопших должна отрезвляюще подействовать на живых.
Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского
Святитель Тарасий происходил из знатной семьи. Он выдвинулся при дворе императрицы Ирины и достиг звания сенатора. По желанию императрицы он, пройдя в короткое время все иерархические ступени, был возведён на Патриарший престол и председательствовал на VII Вселенском Соборе. Со дня своего посвящения святитель Тарасий ежедневно совершал Божественную литургию до тех пор, пока телесная немощь не приковала его к постели. При кончине святой Тарасий был искушаем нечистыми духами. Когда они старались приписать ему много неправедных дел, святитель ответил: «Я неповинен в том, о чём вы говорите; вы ложно клевещете на меня; нет у вас надо мной никакой власти». Эти слова слышал автор жития святого Тарасия епископ Игнатий Никейский, засвидетельствовавший, что после кончины лицо праведника просветлело.
Евангелие дня
Как избавиться от бед и страданий в этой жизни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 21.
08Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
09Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
В только что прозвучавшем отрывке Господь пророчествует о тех событиях, которые произойдут перед Его Вторым Пришествием. Войны и смута среди людей, появление лжепророков, природные катаклизмы, страх и ужас от надвигающихся бедствий — со всем этим придётся столкнуться Его ученикам. В христианской традиции эти предсказания толкуют по-разному. Кто-то связывает их с падением Иерусалима в 70 г., кто-то — с событиями конца всемирной истории, кто-то говорит, что всё это так или иначе переживает каждое поколение людей и всякий отдельный человек в своей собственной жизни. Отличия лишь в масштабе и степени интенсивности. Суть остаётся та же — потрясения и страдания. Именно это является содержанием нашей истории. Как всеобщей, так и частной. А потому и Второе Пришествие, о котором говорит Христос, можно понимать в самом широком смысле. С одной стороны, это событие мирового масштаба. С другой — личная встреча с Богом каждого из нас.
Как же оградить себя от всех этих напастей? И как приготовиться к пришествию Бога? Господь даёт важную рекомендацию. Не позволяйте своему сердцу отяготиться объедением, пьянством, заботами житейскими. Что это означает? Когда в нашей жизни происходит какое-то тяжёлое событие, например, потеря близкого человека, мы можем испытывать сильную душевную боль. И первая реакция — убежать и спрятаться от этой боли. Самый простой способ — найти источник сильных эмоций и погрузиться в них с головой. Как иногда говорят, переключиться, отвлечься. Возможно, порой это действительно помогает и необходимо. Однако проблема в том, что мы начинаем злоупотреблять этим. Как говорится, начинаем запивать и заедать свой повседневный стресс и внутренний дискомфорт. В результате формируются различные пристрастия и одержимости. Наше сердце становится тяжёлым и неповоротливым. Оно перестаёт ощущать благодать Божию. И чем дальше, тем больше. Ведь внутренний стресс растёт, духовное ожирение прогрессирует. Вот он источник пьянства, переедания, шопоголизма, игромании, трудоголизма, зависимости от людей и вещей и других видов одержимости. Изначально всё это попытки уйти от внутренней боли. И уйти без помощи Бога, своими силами. В таком состоянии мы не можем адекватно воспринимать действительность. У нас пропадает трезвенность, бодрость духа, внутренняя бдительность. А потому и к приходу Бога мы не готовы.
Поэтому Господь и говорит: бодрствуйте и молитесь. То есть не бегайте потрясений, не бегайте боли. От них не убежишь. Так устроен наш мир. Всё равно настигнет. Наша задача научиться переживать все эти внешние и внутренние потрясения с доверием и молитвой Творцу. Сам Господь показал нам пример. Когда Он страдал на кресте, Ему предлагали пить вино со смирною, чтобы притупить боль. Однако Он отказался. Но принял губку, пропитанную водой и уксусом. Напиток легионеров, который проясняет сознание. Для нас это также важно. Какие-то операции делают без анестезии. На живую. И самые важные из них — душевные. Так мы приобретаем духовный опыт. Мы учимся справляться с болью с помощью Бога. Растёт наша вера и доверие к Нему. Мы сосредоточены, мы бодрствуем, мы каждый момент готовы к Его пришествию.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Молитвословия
Тропарь святителяТарасия, архиепископа Константинопольского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Тарасие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского
глас 3
Православными догматы Церковь уяснив,/ и Христову, блаженне, честную икону почитати/ и покланятися всех научив,/ обличил еси иконоборцев безбожное веление./ Сего ради вопием ти:// о отче, радуйся, мудре Тарасие.
Молитва святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Тарасие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи младенцы возрасти, плененная возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.