21 сентября православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — величайшая тайна Божия, которой предопределено было открыться ко времени пришествия Христа. Ведь, по ветхозаветным пророчествам, Спаситель должен был происходить из потомства царя Давида и родиться от Девы. Как это надо понимать и что это значило — до поры до времени никто не знал. Из различных древнехристианских писаний известно, что в галилейском городе Назарете проживали тогда благочестивые супруги — Иоаким и его жена Анна. Жития святых повествуют, что «святый праведный Иоаким был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана».
Прежде чем совершилось главное событие в их жизни, Иоаким и Анна прошли через труднейшее испытание. Пятьдесят лет они прожили в супружестве, не имея детей. По нормам того времени бездетность воспринималась как наказание Божие за какие-то тяжкие грехи, напротив, многочисленное потомство считалось благословением Божиим. К тому же каждая еврейская семья втайне надеялась, что из ее потомства может родиться долгожданный Мессия, надежда Израилева.
В душевной горести и сердечной скорби Иоаким и Анна молили Бога снять с них поношение и даровать им дитя, которое они обещали с радостью посвятить Творцу всего сущего.
Однажды во время большого праздника, когда в Иерусалимском храме приносились дары Богу, первосвященник Иосахар отказался принять жертву Иоакима, потому что он был бездетным, заявив ему, что у него, наверное, есть тайные грехи, за которые и отнято благословение Божие. Выйдя из храма, Иоаким в отчаянии забрел в пустыню к пастухам и там в молитве и посте провел сорок горестных дней. Анна также наложила на себя пост и неутешно плакала. Однажды, когда она в скорби находилась в саду около своего дома, то вдруг увидела ангела, который сообщил ей о предстоящем рождении Марии.
В тот же момент такое же явление было и ее супругу. Придя в Иерусалимский храм, у золотых ворот Иоаким встретил свою жену, и они рассказали друг другу о случившемся.
В житиии сказано, что «святая Анна зачала в девятый день декабря, а восьмого сентября ( 21-го по новому стилю) у нее родилась дочь. Ее назвали Мария, что означает «Госпожа» или «Надежда».
У православных христиан отношение к этому празднику особенное. Об этом хорошо сказано у известного богослова Александра Шмемана: «Если в западном христианстве в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и радостного любования Ею с самого начала было и остается Ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом».
Вот и на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы прославляются ее святые родители, которых Церковь именует Богоотцами, оказывая им великое почитание; их имена упоминаются на каждой церковной службе при так называемом «отпусте» в конце богослужения.