В Неделю 22-ю по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает нашему вниманию притчу о богаче и Лазаре. Господь говорит нам, что жил-был некий богач, который постоянно пировал, одевался в хорошую одежду, всё у него было хорошо. У ворот дома этого богача лежал нищий Лазарь, который постоянно претерпевал поношение и уничижение. Лазарь страдал проказой. Люди, проходящие мимо, сторонились страдальца, всем своим видом давая понять, что он в этой жизни ничего не стоит. Люди шли к богачу, пировали вместе с ним, получали удовольствие.
И Лазарь, и богач умерли. О смерти нищего человека нам ничего неизвестно. Но известно, что богатого человека похоронили, то есть и после смерти к нему в дом опять приходили люди и опять пировали. Богач переходит в жизнь будущего века, и оказывается по другую сторону от Лазаря. Господь в Священном Писании не называет нам имени богача. Нищего Лазаря мы знаем по имени, хотя во временной жизни к нему вряд ли обращались по имени, его ведь презирали. А богача, конечно, именовали, к нему относились с великим почётом. Но Священное Писание заведомо его не называет никак.
Нищий Лазарь после кончины был вознесён на лоно Авраамово, где пребывают все праведники, а богач оказался в совершенно противоположном месте — во аде. Священное Писание говорит, что между этими местами — пропасть. Никто из преисподней не может перейти на лоно Авраамово, и с лона никто не может спуститься в эту бездну. В вечности уже ничего изменить нельзя. А люди, которые пока ещё живут на этой земле, могут всё изменить.
Эта притча даётся нам для того чтобы мы задумались о том, как мы живём. Временная жизнь дана человеку для того чтобы сотворить как можно больше добрых дел, чтобы сделать выбор — выбрать вечную жизнь с Богом. Земная жизнь — временная. Как бы человек ни жил, эта жизнь однажды закончится.
«Аще же в силах, oсмьдесят лет, и множае их труд и болезнь…». Человек может прожить 100 лет, а может 20 или 10. Жизнь человека может оборваться в любую минуту. Господь говорит нам о том, что мы должны задумываться о каждой минуте своей жизни. Придёт час смертный, и где мы окажемся? По одну или другую сторону пропасти. Преодолеть эту пропасть, что-то изменить в вечной жизни мы уже не сможем. А в этой жизни всё можно изменить. Бездна расстояния между грехом и добродетелью в земной жизни преодолевается молитвой и покаянием человека.
Мы надеемся на милосердие Божие и молимся о наших усопших сродниках. Святые отцы и предание Церкви свидетельствует о том, что по молитвам родных и близких, по молитвам Церкви суд Божий о самом страшном грешнике может быть преложен на милость. А евангельская притча о богаче и Лазаре учит нас никогда не оставлять на завтрашний день то, что надо сделать в сегодняшний день.
Мы думаем, что успеем покаяться, прегрешаем каждый день, совершая одни и те же деяния. Будучи подверженными одной и той же страсти, мы в ней постоянно пребываем. При этом мы уверены, что в «нужный» момент покаемся, и Господь нас простит по своему милосердию. А ведь «нужный» момент может и не наступить. Господь может забрать нас в любое время. Мы молимся, чтобы Господь не забрал нас во время нашего грехопадения, чтобы Господь дал нам эту милость. Но если мы будем прогневлять Бога, то Он может не оставить нам времени на покаяние.
Эта жизнь нам дана для того чтобы мы с вами осознали, насколько хорошо быть с Богом, и насколько плохо быть без Него. Преподобный Серафим и в земной жизни был с Богом, Его душа всегда горела. Преподобный Силуан Афонский свидетельствовал, что душе человека становится очень плохо, если благодать Божия отходит от неё. Старец Силуан, соприкоснувшись с Богом однажды, каждую минуту искал встречи с Ним. А мы чего ищем в этой жизни?
Даже не имея материальных благ, которыми обладал богач из притчи, можно находиться в состоянии, в котором он пребывал — в состоянии расслабления. И обладая финансовыми возможностями, занимая высокое положение в обществе, можно послужить Богу и ближним. Многие обеспеченные люди делятся своими средствами с теми, кто нуждается; строят храмы, помогают больным, идут в дома престарелых. Богатство может отдалить человека от Бога, заслонить ему очи душевные и телесные, так что он не будет замечать никого и ничего вокруг. Но богатство также может быть превращено в добродетель, как впрочем, и нищета.
Нищета праведного Лазаря была добродетелью. Он претерпевал страдания, и лишь псы приходили и вылизывали его раны. Кто-то считает, что это усугубляло его состояние. Но есть мнение, что животные были посылаемы Богом для утешения праведника. Лазарь, пребывавший в нищете, никого не осуждал, никого не поносил, ни к кому не относился с небрежением. Но далеко не все нищие ведут себя так.
Можно быть нищим, и быть с Богом. И будучи богатым и успешным можно быть с Богом. То или иное положение не делает человека праведником или грешником. Праведность, как и греховность — состояние внутреннее, состояние души. Надо стараться быть праведными при любых обстоятельствах и любом положении. К праведности должно стремиться наше сердце.
Не стоит надеяться, что что-то в мире произойдет, и наша жизнь изменится. Поменяться должно то, что внутри нас. Если мы изменим себя, то всё вокруг изменится. А если мы не будем менять себя, а попытаемся изменить всё вокруг, то ни к чему хорошему это не приведёт.
Будем обращаться к Богу и ко Пресвятой Богородице, Которую мы сугубо прославляем в образе «Всех скорбящих Радость». Само название чтимого образа говорит о том, что каждый человек, имеющий скорби, может прийти к неиссякаемому источнику благодати — ко Пресвятой Богородице, излить Ей, как Матери Бога и Матери каждого из нас, все свои печали и скорби. Пресвятая Богородица никогда никого из нас не оставит. Пусть Её молитвами Господь утешит и помилует каждого из нас!
Иеромонах КИРИЛЛ (КОРЫТКО)