Недавно — в мае этого года, — наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов) посетил зону Специальной военной операции, куда сопроводил груз гуманитарной помощи от Казанской епархии. В настоящем интервью отец Гавриил рассказывает о деталях своей поездки и об этом опыте посещения зоны боевых действий.
— Отец Гавриил, расскажите, пожалуйста, немного о своей поездке в зону боевых действий: Какой груз вы доставили? Какие места посетили? Были ли среди тех, российских военных, с которыми вы встретились, уроженцы Татарстана?
— С самого начала специальной военной операции Раифский монастырь оказывает гуманитарную помощь нашим воинам на передовой — это наш христианский долг. Мы собираем совместно с епархиальной службой «Милосердие» гуманитарные грузы: одежду, обмундирование, маскировочные сети, свечи, генераторы для отопления, печи. В отправке участвуют насельники и работники монастыря, выделяем для этого и технику.
Сейчас в нашей епархии есть несколько священников, отвечающих за духовное окормление солдат на передовой. Работа ведётся в виде рабочих командировок в зону СВО. И мне самому тоже важно было туда съездить, чтобы всё самому увидеть и пообщаться с бойцами — понять, что конкретно им нужно. Обстановка на разных участках фронта разная. Мы были в госпитале под Артемовском, куда как раз мы и передали медикаменты. Там мы, кроме солдат, пообщались ещё и со многими другими удивительными, можно сказать, героическими людьми, которые также помогают нашим воинам. Например, я там познакомился с одним доктором из Хорватии Миреллой Якупанец, которая, несмотря на откровенно враждебное отношение к России на западе, приехала на Донбасс помогать раненным российским солдатам. Был там ещё одни волонтёр из Сербии, который также очень много трудится.
Потом мы были в расположении татарстанского батальона «Алга». Далее были под Сватово — в окопах полка, где проходят службу татарстанцы, которые были мобилизованы осенью одними из первых. Также мы посетили и других воинов из нашей республики, которые находятся под Донецком.
— Раз мы заговорили о духовном окормлении наших солдат, то не могли бы Вы поподробнее рассказать об этой миссии? Каково, на Ваш взгляд, её значение?
— Люди, находящиеся в такой экстремальной ситуации, как военные действия, конечно, больше и чаще задумываются о вопросах жизни и смерти, о смысле жизни. И известное выражение о том, что на войне атеистов нет — безусловно, справедливо. Когда человек находится перед лицом смерти, эти вопросы имеют ещё большее значение. В таких условиях человек важно обрести фундаментальную опору в жизни, и многие обращаются к Богу. Поэтому беседы священников с солдатами, Исповедь и Причастие являются очень большим укреплением для бойцов. Большинство тех, кто находится там, относятся очень хорошо к приезду священника, многие впервые при этом приступают к Исповеди, начинают задумываться о душе — происходят серьёзные изменения в сознании. Солдаты просят иногда поговорить о важных для них вопросах, и мы стараемся помочь в поисках ответов на них.
Мы раздаём всем желающим иконы, нательные крестики, пояса с текстом девяностого псалма. Иконки мы раздаём карманные, которые можно взять всегда с собой, и, как говорят, многим это греет душу, ведь в такой экстремальной ситуации, как интенсивные боевые действия, надежда только на Бога.
— А чем ещё, кроме гуманитарной помощи, могут помочь россияне своим воинам?
— Я, как и многие, слышал, что говорят, будто у наших военных плохое снабжение, не хватает техники. И вот это, конечно, не правда. Да, бывает, что у отдельных частей может чего-то не хватать. Но в целом снабжение очень хорошо налажено, солдаты в основном обеспечены всем необходимым. Нужно отметить и дисциплину — она в войсках поддерживается. И вот по моим наблюдениям бойцам иногда не хватает именно нашей (я имею ввиду жителей нашей страны вообще) идеологической и духовной поддержки, чтобы быть нашим воинам стойкими и духовно крепкими. Думаю, что сейчас поддержка россиян особенно важна для солдат, а всего остального, как я уже говорил, фронте хватает.
Естественно, солдаты нуждаются и в материальной поддержке, поэтому и отправляется им наша помощь в виде каких-то элементов снаряжения, медикаментов, бытовых каких-то вещей — это всё тоже очень нужно, и этим необходимо заниматься. Но важно ещё и молиться о наших бойцах, поддерживать их духовно. А ещё письма, и иные весточки с Родины тоже оказывают важную поддержку, укрепляют моральный и боевой дух. Об этом нельзя забывать, это не менее ценно, чем гуманитарная помощь, ведь так важно, чтобы боец знал, что его ждут, любят и молятся за него. А молитва — это, как раз то, чем каждый из нас, православных россиян, всегда имеет возможность помочь защитникам Родины. Этим духовным трудом мы можем и должны дополнять нашу гуманитарную помощь.