20 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Болгарскую исламскую академию, где встретился с государственными и общественными деятелями мусульманских стран.
Хотел бы сердечно приветствовать всех, кто здесь присутствует. Вижу господина Хамида Хавали, который сидит напротив меня, и вспоминаю моего брата аятоллу Тасхири, с которым мы были очень дружны и с которым когда-то начинали очень глубокий диалог. До сих пор вспоминаю аятоллу Тасхири как человека мудрого, очень открытого к диалогу, дружба с которым оставила очень светлый след в моей душе.
В течение своей жизни я имел возможность встречаться со многими представителями ислама в разных странах. И должен сказать: благодарение Богу, что и во время холодной войны, в период сложных отношений между СССР и западными странами, мы, представители Советского Союза, никогда не чувствовали никаких отрицательных чувств в отношении нас со стороны мусульман. С одной стороны, холодная война, едва ли не на грани полномасштабного конфликта, с другой стороны, всесторонний диалог с мусульманским миром, с верующими людьми, с которыми у нас много общего. И еще раз хочу сказать, что аятолла Тасхири сыграл очень важную роль в моем открытии тех сторон ислама, которые были мне неведомы. Поэтом, обращаясь к Вам, дорогой брат Хавали, хотел бы еще раз вспомнить замечательного человека — аятоллу Тасхири — и его роль в развитии отношений между Русской Православной Церковью и исламом.
Рад возможности поделиться со всеми вами некоторыми размышлениями о современных проблемах, а также обменяться мнениями по актуальным вопросам повестки дня. Мы с вами живем в очень сложное время, хотя простых времен не бывает. Была холодная война, страшная конфронтация Востока и Запада, потом наступила разрядка, время больших надежд. Теперь снова серьезные проблемы в международных отношениях, и, к сожалению, уровень конфронтации между Востоком и Западом не только не снижается, но и продолжает расти.
Только что закончилась пандемия коронавирусной инфекции, а человечество столкнулось с новыми глобальными вызовами и испытаниями — серьезным геополитическим и экономическим кризисом, какого мир не знал уже много лет. Вообще, следует философски оценить эту удивительную историю кризисов. Все развитие западной цивилизации, а потом и восточноевропейской, было направлено на прогресс науки и техники, на повышение уровня потребления. Также и в Советском Союзе все было направлено на развитие науки и техники, государство ставило задачу построить коммунизм, то есть такое справедливое общество, где нет ни богатых, ни бедных, где «каждому — по потребностям», и считалось, что ресурсов достаточно, чтобы эти потребности удовлетворять. Были различные теории, которые захватывали умы миллионов людей, но в конце концов все это прошло, и сегодня, когда прошлая конфронтация уже утратила актуальность, возникают новые геополитические и экономические проблемы.
Я много размышлял над тем, для чего вообще Всевышний проводит нас через такие испытания. Ведь Бог есть любящий Отец, милостивый и милосердный, — почему же Он их допускает? И в эти трудности оказываются вовлечены не только народы, но и религиозные лидеры, так что они не всегда в состоянии совместно влиять на свою паству и вести ее в нужном направлении — к миру, согласию и всеобщему благополучию. А ведь если говорить о религиозных лидерах, то мы несем двойную ответственность. Не только за свои общины, хотя, конечно, за свои общины в первую очередь, но и, не побоюсь этого сказать, за весь мир. Среди повсеместной пропаганды греха, межнациональной вражды, войн, конфликтов, нетерпимости друг к другу только религиозные лидеры сохраняют некий потенциал к примирению и к возможности влиять через свою паству на весь мир, с тем чтобы действительно установились мир и согласие.
Задолго до всех нынешних событий я говорил, и говорил не раз, о том, что возведенный в культ антропоцентризм, — то есть философская идея, поставляющая человека в центр бытия, причем не человека, освобожденного от греха, а именно человека греховного, такого, как есть, — неминуемо ведет мир к деградации. Мы видим сейчас грандиозный прогресс науки, техники, технологий, коммуникаций — а что происходит с личностью? Можем ли мы сказать, что человек становится лучше? Мы, пастыри, которые лицом к лицу встречаются с людьми и знают их душу, — никто из нас не может сказать, что человек становится лучше.
Тогда возникает вопрос: что же такое прогресс? Это новые машины, механизмы, технологии? Но ведь все это для человека! А если человек не становится лучше, значит, цивилизация идет по какому-то неправильному пути.
Однако элиты так называемых «цивилизованных» стран возомнили себя людьми первого сорта и решили, что они могут не только строить мир без Бога и без Его заповедей, но и влиять на то, чтобы эти убеждения становились действительно глобальными. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев ответил на вопрос, что произойдет, если не будет веры в Бога. Если Бога нет, то все дозволено. Тогда человек может делать все что угодно, совершать любые грехи и преступления, и никакие идеологии его не удержат. Мы, наблюдавшие попытки построения коммунизма в Советском Союзе, имеем такой опыт: даже чрезвычайно мощная и как бы гуманная идеология, влиявшая на массы людей, не смогла изменить природу человека.
А сегодня мир стоит фактически перед лицом катастрофического конфликта, и некоторые называют это третьей мировой войной. Не берусь утверждать, так ли это, но, действительно, накопился такой потенциал конфронтации, что у человечества не останется перспективы выживания, если для разрешения сложившихся противоречий будет применяться оружие массового уничтожения. Мы должны напомнить — когда я говорю «мы», имею в виду и христиан, и мусульман, — что Бог не в силе, а в правде. Бог благоволит людям, если они хранят в своих сердцах благоговение перед Ним. И нельзя просить Бога, чтобы Он был милостивым к нам, если мы не склоняемся пред Богом, если мы не принимаем Его закон, если мы не живем по Его заповедям.
В этом смысле сотрудничество России с исламским миром сегодня приобретает очень важное значение и некое новое измерение. Мы становимся сегодня особенно близки, потому что наши народы исповедуют близкие духовно-нравственные ценности. Мы не разделяем навязываемые Западом нормы общественного поведения и морали. Мы не желаем признавать грех нормой, потому что это идет вразрез с самими основами нашего национального бытия и противоречит духовно-нравственным ценностям и традициям, которые проистекают из наших религиозных убеждений и которые испокон веков определяли жизненный уклад наших народов.
Но ведь эта жизненная позиция, эта точка зрения, которую я сейчас вкратце изложил, не воспринимается в мире очень многими, особенно теми, кто претендует на глобальное господство. Россия не разделяет западный взгляд на развитие человеческой цивилизации, и, видимо, наша альтернативная позиция и стала причиной того, что сейчас против России идет настоящая гибридная война. Понятно, что шла война, когда был коммунизм, когда в Советском Союзе и на Западе были совершенно разные политические и экономические системы. А сейчас? И там, и там свободная экономика; и там, и там одинаковые принципы избрания руководителей, то, что мы называем демократией. Почему же сейчас такая озлобленность? Так вот, мне кажется, что война, в которую сегодня вовлечена Россия, — это война прежде всего за человеческие души, за право сохранять свою духовную и культурную идентичность. Мы не хотим жить так, как живут они. Мы не хотим легализовать «браки» между лицами одного пола. Мы не хотим, чтобы с детства разрушалось нравственное начало через «половое воспитание». Поэтому мы как цивилизация бросаем вызов Западу. Но у нас есть надежда на то, что мы не единственная цивилизация, которая не желает идти по греховному пути развития. Мы видим потенциальных друзей и единомышленников в исламской цивилизации, и я надеюсь, что и представители ислама способны опознать в русском Православии и в русских православных людях своих единомышленников.
Что же касается борьбы против нас, то для этого используется широкий арсенал средств: ложь в СМИ, клевета в соцсетях, «цветные революции». Название-то какое: «цветная революция»! А ведь на самом деле это государственный переворот, это незаконный захват власти, это экстремизм и терроризм.
Очевидно, что ответ на эти вызовы не должен ограничиваться сиюминутным реагированием на возникающие проблемы. Наша главная, стратегическая задача — это воспитание нашей молодежи; и ключевую роль здесь, конечно, играет духовное просвещение и качественное религиозное образование. Оно является главным инструментом в деле профилактики экстремизма и утверждения традиционных духовных и нравственных ориентиров в жизни общества.
Я очень рад сегодня беседовать с вами в Бóлгарской исламской академии — ведущем центре мусульманского образования в России. Здесь созданы прекрасные условия, приглашаются авторитетные преподаватели из разных стран. Мы сейчас видели, как замечательно оборудовано это учебное заведение. И немаловажно, что здесь действует Центр межрелигиозного диалога, и православное духовенство, православные ученые принимают участие в мероприятиях Академии. Это не только отражает подлинный дух межрелигиозного взаимодействия в России, но и играет значительную роль в воспитании молодежи, которая учится относиться с глубоким уважением к представителям иных религиозных традиций. Знаю, что в Татарстане православные и мусульмане вместе организовали попечение о больных и нуждающихся во время недавней эпидемии коронавируса. Это замечательный пример успешного сотрудничества христиан и мусульман в деле осуществления Божией заповеди о любви к ближним.
Уверен, что дальнейшее развитие и расширение взаимодействия между Православием и исламом, в том числе в академической сфере, поможет нам эффективно противостоять искушениям, вызовам, соблазнам современности. Христиане и мусульмане имеют огромный духовный, творческий и культурный потенциал, для того чтобы защитить свое право жить в соответствии с Божиими заповедями, а через это — нести людям мир и справедливость. Сторонники секулярной безбожной идеологии давно действуют по принципу «разделяй и властвуй». И потому, если мы будем противостоять им поодиночке, то не преуспеем. Если же православно-мусульманский диалог даст мощный совместный ответ на этот вызов, то мы сможем, несомненно, отстоять наши духовные и нравственные ценности. Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча действительно послужит дальнейшему развитию, а диалог православных и мусульман будет приобретать все большую и большую значимость в жизни наших религиозных общин и тем самым еще более укреплять наши исторически добрые отношения.
Сердечно благодарю за внимание.