Сегодняшнее воскресенье называется Неделей о самаряныне, когда вспоминается беседа Спасителя с женщиной-самарянкой у колодца Иаковля, описанная в Евангелии от Иоанна, в четвертой главе. Пожалуй, это одно из самых ёмких и богословски глубоких мест во всём Евангелии. Господь наш Иисус Христос, проходя с учениками Своими через Самарию, присел отдохнуть в полуденный час у колодца Иаковлева в городке под названием Сихарь. Там и состоялась Его беседа с подошедшей к колодцу женщиной самарянского племени.
Две недели назад, в неделю Жён-Мироносиц, мы почитали женщин, почитали мужественную женскую веру. В сегодняшний день снова героиней веры является женщина. И снова хочется сказать о том, как высоко христианство поставило женщину. До Христа, в Ветхом Завете, женщина была унижена, она считалась существом второго сорта. Даже ученики Христовы, апостолы, всё ещё продолжали пребывать в русле этих ветхозаветных норм. Так, в сегодняшнем Евангелии говорится, что когда они вернулись из селения и застали своего Учителя за беседой с Самарянкой, они очень этому удивились, удивились, что Он разговаривал с женщиной. В то время считалось, что мужчине-иудею разговаривать с женщиной ну просто не о чем. Тем более, с женщиной другого, самарянского племени. Это выглядело для еврея той поры просто невероятно. Самарян евреи, как известно, презирали. Смотрели на них как на отступников, раскольников или предателей.
Но эта самарянка мало того, что была другого племени, презираемого иудеями. Даже в самом своём народе она была презираема за свою бесчестную жизнь, и по всей видимости, кротко переносила это бесчестие. Об этом говорит следующая деталь, на которую все мы, наверное, просто не обращаем внимания: Иисус подошёл к колодцу, как сказано в Евангелии, около шестого часа по еврейскому счислению, то есть в полдень. В это время подошла туда и самарянка за водой. Так вот: в полдень никто за водой не ходит! Что такое полдень в Палестине? Это невыносимая жара, солнцепёк. В полуденные часы все сидят дома или во дворах, в тени своих виноградных лоз, скрываясь от жары, либо просто спят. Полдень — это, говоря по-нашему, «тихий час». Тем более, водоносы, глиняные кувшины для ношения воды, были большие и тяжёлые, и нести их, да ещё женщине, да ещё в жару — было бы тяжело вдвойне... За водой женщины ходили только в ранние утренние часы, по прохладе. А эта женщина ходила в самый зной, когда все сидят по домам — почему? Она сторонилась людей и ходила к колодцу, когда там точно никого нет, чтобы лишний раз не видеть осуждающих взглядов и не слышать бесконечных упрёков от своих соплеменников, в глазах которых она была презираемой грешницей.
И вот между Христом и этой презренной даже в очах соплеменников женщиной завязался разговор. Сначала он зашёл было о чисто земном предмете — о воде. Даже когда Спаситель заговорил о воде в переносном смысле, — о духовной воде, о даре Духа Святаго, Самарянка не поняла сразу, а подумала о некоем волшебстве, что у Него есть некая вода с волшебными свойствами, однакож вода земная, материальная.
Поворотным моментом беседы стала просьба Христа: «Иди, позови мужа своего». Самарянка сначала попыталась хитростью скрыть свою скорбь, свой позор и бесчестие, сказав формально вроде бы правду, что у неё нет мужа. На самом же деле правда состояла в том, что у неё уже было пять мужей, но ни с одним из них брак не удался, и сейчас тот, с кем она живёт, — не муж, а незаконный сожитель. И вот вдруг обнаружилось, что от её Собеседника ничто не сокрыто, что Он знает всю её подноготную, что Он не простой человек, а по крайней мере, Пророк. Он ей сказал: «Да, правду ты сказала, что нет у тебя мужа. Ибо пять мужей ты уже имела, а нынешний шестой — не муж тебе».
Спаситель изрёк этой женщине пророчество о её жизни, сотворил перед ней маленькое чудо. И очи её открылись. Она мгновенно поняла, что перед ней стоит не простой человек, а обещанный Мессия, Спаситель мира. Евангельский текст очень скуп на описание эмоций. Но потрясение, по всей видимости, женщина испытала довольно сильное. По чему мы можем об этом судить? По резкой смене темы разговора. Она тотчас бросила прежнюю тему, которая вроде бы начала её занимать, — о «волшебной» воде, и перешла к сугубо духовному вопросу , который в то время был в центре всей общественно-религиозной жизни её соплеменников. Это был вопрос о месте, на котором можно и должно кланяться и молиться Богу («на горе ли сей», то есть на самочинно устроенном самарянами «святом месте», расположенном в столице их самарянского государства, или же только в единственном на тот момент законном храме Божием — храме Соломоновом в Иерусалиме, столице иудейского государства).
Только ли в Иерусалиме можно поклоняться Богу и приносить Ему жертвы или же Бог может принять молитвы и жертвы, приносимые на другом месте, в частности, на их, самарян, священной горе? В конце концов, чья вера правильная: иудейская или самарянская?..
Теперь давайте сделаем отступление и взглянем на самих себя: вот мы, например, если встретим подобного святого человека, прозорливца, духовного старца, и когда для нас станет явной его прозорливость, о чём мы будем с ним говорить, какие вопросы задавать? Ну наверное, о нашей личной жизни. Мы будем говорить о своих проблемах, как их решить, будем спрашивать духовных советов... Как выйти замуж, как преодолеть семейные неурядицы, как исцелиться от болезней и недугов, как воспитать детей... Об этом всём могла спросить Его и Самарянка, тем более что у неё была такая серьёзная проблема — не сложившаяся личная жизнь...
Но смотрите, вовсе не об этом она Его спрашивает... Вместо того, чтобы отнестись к Нему как к чудотворцу, который может что-то сделать лично для неё, решить её проблемы, она спрашивает не о себе. Поняв, что перед ней стоит Человек Божий, она переходит к вопросам сугубо духовным, о правильном поклонении Богу. Если говорить шире, вопрос её был в том, ограничен ли Бог пространством или же нет? Чья вера правильная: иудейская или самарянская? Как правильно поклоняться Богу, как встретить Мессию, когда придёт Его время? Она не ищет земного, она ищет небесного!
И Спаситель открывает ей Себя: «Я — Христос, Мессия». То есть, как жёны-мироносицы были удостоены первыми узнать радостную весть о воскресении Христовом, так и здесь Он напрямую говорит этой женщине истину о Своём мессианском достоинстве — то, чего никогда напрямую не говорил мужчинам-апостолам.
Встреча со Спасителем переменила всю жизнь этой самарянки. Наладилась ли её личная жизнь, мы не знаем, сведений об этом у нас нет. Однако из церковного Предания точно известно, что она стала верной последовательницей Христа. Предание донесло до нас её имя — Фотина. А несколько позже, при римском императоре Нероне, она вместе со своими двумя сыновьями и с шестью своими сёстрами были вызваны в Рим и там приняли мученическую кончину за Христа.
Мы, современные христиане, зачастую относимся к Богу потребительски. Рассматриваем Бога и Церковь как средство разрешения своих жизненных проблем. Мы также слишком много внимания уделяем вопросам, являющимся второстепенными в христианской вере и жизни, вопросам чисто обрядового, земного характера.
Дай же нам, Господи, сердце самарянки, чтобы всегда легко откликаться на призыв Твой, искать более небесного, нежели земного, искать Жизни Вечной! А Жизнь Вечная в том и состоит, чтобы, по слову Самого Спасителя, знать Бога и творить Его волю!