Праздник мужественной веры женщин

1572
Фото

Сегодня Церковь совершает память святых жён-мироносиц, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. То есть тех лиц, которые послужили Телу Умершего Спасителя, во дни, когда ученики Его разбежались и сидели по домам взаперти «страха ради иудейска».

В последние годы день жён-мироносиц стал считаться неким таким неофициальным православным женским днём, как бы в противовес светскому празднованию 8 Марта. Хотя надо сказать, что в древности, во времена апостольские, когда устанавливалось празднование памяти жён-мироносиц, конечно же, никакого помышления ни о каком женском дне не было.

Напротив того, может быть, это звучит парадоксально, но сегодняшний день — это скорее праздник мужества, а не женственности, праздник мужественной веры. Если в прошлое воскресенье, в день Антипасхи, чествовалась вера апостола Фомы, вера разумная и логически-рассудительная, однако же робкая, требующая, как неких костылей, подтверждений и доказательств, то сегодня прославляется вера другого типа — не сказать, чтобы вера неразумная, но вера сверхразумная, вера сердечная и мужественная, деятельная и самоотверженная, вера, готовая на подвиг...

Женами-мироносицами Церковь называет тех женщин, которые служили Христу во время Его земной жизни, ходили за Ним, слушали Его речи. Как ещё сказано в Евангелии, служили Ему от имений своих.

То, что женщины ходили за Ним и служили Ему, мы сейчас воспринимаем как нечто естественное и само собой разумеющееся. Хотя на самом деле для иудеев той эпохи это было явлением, прямо скажем, странным. Ведь в древнем мире, как языческом, так и в древнем Израиле, женщина считалась существом второго сорта. Иудею было запрещено даже разговаривать с женщиной (вспомним отрывок Евангелия о Самарянке: ученики, вернувшись из селения, куда были посланы купить пищу, весьма удивились, застав Его разговаривающим с женщиной (Ин. 4, 27)). Даже со своей женой иудею предписывалось разговаривать как можно меньше. Такое положение женщины было связано с историей грехопадения, в соответствии с которой первой согрешила Ева, а потом уже Адам, потому и считалось, что Ева, а в её лице и женщина вообще, более виновата в грехопадении, нежели мужчина.

Но Господь наш Иисус Христос пришёл чтобы освободить людей от древней клятвы, поэтому необходимым образом должно было измениться и положение женщины. И женщины это чувствовали своим чутким сердцем, и это влекло их ко Христу, и они шли за Ним...

Особенно же послужили они Ему после Его крестной смерти, приняв участие в погребении Спасителя и затем заутра в третий день придя ко Гробу, невзирая на все опасности...

Это нам сейчас легко: мы знаем, что Христос воскрес. А только подумайте, насколько труднее было мироносицам: они ведь этого доподлинно не знали или не дерзали помышлять об этом… В Евангелии сказано: зело заутра во едину от суббот (то есть на следующий после субботы день) они пошли на гроб. Вопрос: зачем вообще они пошли туда? Кого или что они надеялись там увидеть? Воскресшего Христа? Ангела у гроба? Ну нет конечно. Они шли туда всего лишь для того, чтобы исполнить свой последний долг по отношению к Умершему. Ведь погребение было совершено накануне субботы в большой спешке, благовоний не хватило, и Тело было обработано не тщательно. И увидеть они там могли только римскую стражу и враждебных иудеев. Сам воздух был ещё буквально заряжен этой злобой, ведь (не будем забывать!) всего лишь менее двух суток назад разъярённая иерусалимская толпа кричала: «Распни, распни Его!» Понятно, что подобное путешествие было весьма опасным. Но они всё-таки шли туда, шли вопреки всякой логике, просто по чувству долга и любви к Умершему. Когда мужчины-апостолы сидели взаперти «страха ради иудейска», когда они своей мужской логикой решили, что Иисус умер, всё кончено, зачем ходить туда ко гробу? Ведь Умершему уже ничем не помочь. Зачем напрасно подвергать свою жизнь такой опасности? Так вот, в это самое время женщины, казалось бы, вопреки элементарному рассуждению, всё-таки пошли на гроб. И… удостоились первыми воспринять весть о Воскресении Христовом. Удостоились стать апостолами апостолов! Вот такое мужество проявили жёны-мироносицы…

Интересное словосочетание: мужество женщин... Господь изволил сотворить человека в двух ипостасях — мужчины и женщины. Много уже сказано о различиях между ними разными философами, психологами, медиками. Сказано также, что, например, в браке мужчина и женщина восполняют друг друга: она даёт мужчине то, что не хватает его мужской природе, а он даёт ей то, чего не хватает природе женской. Не менее прекрасно, когда женщина, будучи настоящей женщиной, будучи женственной, обладает вместе с тем и такими лучшими мужскими качествами, как мужество и рассудительность. И также прекрасно, когда мужчина, будучи настоящим мужчиной, обладает такими лучшими женскими качествами, как доброта и любовь, мягкое и чуткое сердце.

Но что интересно: Несколько раз в Евангелии встречается фраза Спасителя, обращённая к женщинам: «О, женщина, велика вера твоя!» Мужчинам же Он подобных слов ни разу не говорил. Значит, именно женщине дан от Бога особый талант любви и веры.

Пример мироносиц показывает нам, что нет ничего твёрже и мужественнее этого мягкого сердца, исполненного состраданием и целиком поглощённого Любимым. Именно эта любовь и верность сделала мироносиц «апостолами апостолов» — ведь именно они принесли последним весть о Воскресении Христовом.

Дай Бог нам всем иметь такую же веру, такое же доброе сердце и такое же мужество.

С праздником всех православных женщин!

Христос Воскресе!

Новости по теме

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

В день отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани
В день отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

12 июня, в день отдания праздника Пасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

В канун отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил богослужение в семинарском храме
В канун отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил богослужение в семинарском храме

Вечером 11 июня 2024 года, в канун отдания праздника Пасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил пасхальную вечерню и утреню в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии.

В казанском торговом центре состоялся миссионерский пасхальный концерт В казанском торговом центре состоялся миссионерский пасхальный концерт

19 мая, в Неделю святых жен-мироносиц, в Торгово-развлекательном центре «Мега» в Казани состоялся миссионерский пасхальный концерт.