Поминовение усопших является неотъемлемой частью Православной традиции и имеет глубокое богословское обоснование, заключающееся в понимании смерти как перехода души из земной жизни в вечность.
Да, души людей продолжают существовать после телесной смерти человека, и впереди действительно вечность. Но какой будет она — эта вечность? Для одних — это радостная жизнь с Богом под покровом Его благодати, а для иных — бесконечные мучения вдали от Бога, в местах, предназначенных для наказания сатаны и его падших ангелов. И критерием, определяющим посмертную участь человека, станет его земная жизнь, его поступки, помыслы, устремления, качество его духовной жизни. Иными словами, Суд Божий определит всё за порогом смерти. Только вот оправдаться на этом суде уже будет не возможно, потому что покаяние, как средство очищения от греховной скверны, уже будет не доступно человеку. Оно доступно нам только на земле, и если человек уходит из этого мира с каким-то грехом на душе, то грех этот ему уже не смыть слезами покаяния, ибо будет уже поздно…
Однако если остаются у усопшего на земле близкие ему люди, то их молитвы о почившем, конечно, способны достигнуть Господа. Почему? Да, просто потому, что Бог есть любовь, и если человек с любовью и живой верой просит у Бога чего-то доброго, неэгоистичного, чего-то достойного молитв христианина, то рано или поздно такой человек будет услышан. И, конечно молитва о страждущих и нуждающихся в помиловании (каковыми бесспорно являются усопшие) достойна того, чтобы вознести её к Богу.
Почему мы говорим о том, что каждый усопший для нас априори является нуждающимся в помиловании? Потому, что никто не знает человека лучше Бога, и на сто процентов о посмертной участи человека судить мы не можем. Кроме того, нет человека без греха, и только Господь безгрешен. Да, есть и праведники, но, опять же, мы не знаем: кто праведник, а кто нет. И потому молитва о прощении грехов усопшего более чем оправдана.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 7-11) — говорит Господь. И вот мы просим милости к усопшим, зная, что для Бога нет ничего невозможного, и, значит, нет ничего невозможного для христианина, и смерть не преграда ни для милосердия Божьего, ни для нашей любви к нашим почившим братьям и сёстрам, которые так в ней нуждаются.