Великий пост — это Евангелие в сокращённом виде

3442
Фото

Православный мир подошёл к порогу Великого поста — особому времени, которое готовит нас к встрече с Воскресшим Спасителем. Что душеполезного человек может совершить в дни весны духовной? Как понять, что пост прошёл не зря? В чём заключается истинное состояние человека? На эти и другие вопросы ответил наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов).

— Отец Гавриил, как меняется богослужение с началом Великого поста?

Богослужения изменяются и по объёму, и по качеству, и по составу. В первые четыре дня поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этот красивейший поэтический текст — покаянный плач падшей души Адама к Богу. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. С недавних лет существует традиция служения в воскресенье вечером Пассии — богослужения с акафистом Страстям Христовым. Всё это призвано дать человеку возможность больше пребывать в храме, больше молиться и обращаться к Богу с покаянной просьбой изменения своей души.

— Каждая седмица Великого поста имеет свои особенности. Расскажите, пожалуйста, о них.

Великий пост состоит из святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, которая является особым богослужебным временем. Каждое воскресенье Церковь посвящает воспоминанию определённого события или же святому. В конце первой недели мы празднуем Торжество Православия и вспоминаем победу христиан над ересью иконоборчества. Воскресенье второй недели поста посвящено святителю Григорию Паламе. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время Церковь напоминает нам о том, что без спасительного Креста Христова человек самостоятельно не мог вырваться из греховного плена. Четвёртая неделя посвящена преподобному Иоанну Лествичнику, пятая — преподобной Марии Египетской. Верующие вспоминают пример покаяния этой угодницы Божией: по милости Господней она поднялась со дна греховного на вершины святости. Последняя неделя святой Четыредесятницы — неделя Ваий, которая заканчивается праздником Входа Господня во Иерусалим. Далее следует Страстная седмица. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. Кульминация всех великопостных молитв и богослужений — встреча Светлого Христова Воскресения.

Этот сорокадневный пост мы совершаем в подражание Спасителю: Господь перед выходом на общественное служение 40 дней постился в пустыне. Можно сказать, что Великий пост — это Евангелие в сокращённом виде: мы, как апостолы учимся у Христа во время Его общественной проповеди, проходим с Ним через страдания и воскресение.

— Что такое метанойя, и как она связана с нашим духовным путём во время Великого поста?

Сейчас существует множество искажений в понимании духовного пути человека из-за непонимания разницы между духовным и душевным в человеке. Этой проблемой, а также вопросами познания человеком самого себя и Бога занимается христианская антропология — церковное учение о человеке. Недавно в Казанской духовной семинарии прошла конференция, посвящённая Виктору Ивановичу Несмелову — автору первой системы христианской антропологии. В свете этого учения мы должны прояснить для себя, что такое духовная жизнь и как её начать.

Все мы должны стать внимательными к своему внутреннему строению. Пост призывает нас к покаянию. Само слово метанойя (покаяние, с греческого — перемена ума), подразумевает, что в человеке должно что-то измениться. То есть человек призван очнуться и начать вести обычную христианскую жизнь. Она состоит в общении с Богом. Великий пост — это время возвращения к настоящему в человеке. Мы должны увидеть то, что изначально Господь заложил в каждого из нас: истинное состояние человека заключается в богообщении. Недаром постом читается Ветхий Завет, где сказано, что человек был создан для общения с Богом. Адам общался с Творцом напрямую. Но посредством грехопадения человек разорвал общение с Небесным Отцом. Этот потерянный дар возвратил людям Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Святые отцы описывают образ человека до грехопадения так: видимая часть — тело, и внутренние — душа и дух. В раю именно дух человека был неповреждённым органом богообщения — он напрямую воспринимал воздействие от Господа. Как именно это осуществлялось — от нас сокрыто. Но мы должны понимать, что дух получал благодать от Небесного Отца и возрастал в понятии Бога. Душевная часть напитывалась от духа благодатью, в свою очередь тело питалось от души. То есть в образе человека существовала иерархия, направленная на Бога. В грехопадении она исказилась: дух «оторвался» от Бога и начал паразитировать на душе, та — на теле, а тело — на окружающем мире. Отсюда — экологические катастрофы и беды.

Однако мы видим восстановление этой иерархии ценностей в святых людях. Вспомним, как преподобный Серафим Саровский кормил медведя с руки. Дикие звери не боялись его, они видели в нём своего хозяина, венец творения Божия. Великим постом и мы призваны восстановить богообщение, прежде всего, через молитву.

— Какие книги Вы могли бы посоветовать к прочтению в дни Великого поста? Что ещё душеполезного может сделать человек?

Все мы знаем о существовании художественной литературы, посвящённой посту: вспомним, например, произведения Ивана Шмелёва или Фёдора Достоевского. Но мне кажется, что в эти святые дни человек должен углубиться в то, на что ему постоянно не хватает времени — во вдумчивое изучение Священного Писания. Недаром Великим постом прочитываются самые значительные книги Ветхого Завета: Бытие, Притчи Соломоновы, Книги пророков Исаии и Иова. За время Великого поста дважды прочитывается Псалтирь. Каждому христианину желательно прочитать эти ветхозаветные книги и вникнуть в их смысл.

Также постом целиком прочитывается Евангелие. Тем, кто не брал его в руки, или читал давно, нужно заняться чтением Святого Благовествования. Может быть, взять хотя бы одно Евангелие с толкованиями, например, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Иоанна Златоуста или современных толкователей — архиепископа Аверкия (Таушева), и с вниманием прочесть.

Полезно будет углубиться в молитву преподобного Ефрема Сирина. Это очень важная молитва, которая рефреном проходит через весь Великий пост. В ней кратко и ёмко выражается покаянное поприще каждого человека.

Ещё могу посоветовать не забывать о делах милосердия. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что средства, которые человек накапливает, отказавшись во время поста постясь от дорогой и обильной пищи, нужно отдать бедным или на дела милосердия. Поэтому обратите внимание на ближнего, которому требуется помощь. Также сейчас очень много волонтёрских групп, помогающих участникам СВО.

Важный момент, о котором говорят современные проповедники, — это информационный пост. Хотя сейчас человек во многом страдает от изобилия пищи, больше вреда ему приносит обилие информации. Поэтому ограничение её потребления необходимо каждому из нас. Многим людям легче отказаться от колбасы, чем от социальных сетей или просмотра страниц в интернете. Попытайтесь в этом информационном шуме выделять несколько минут, полчаса или час тишины, чтобы посвятить их Богу. Ведь молитва — это не только стояние в храме или у икон с молитвословом в руках. Молитва — это мысль о Господе. Память Божия и память смертная — это два аскетических делания, которые святые отцы предписывают совершать всем христианам. Подумаем Великим постом о конечности жизни, о своей бессмертной душе, о посмертной участи человека. Попытаемся настроить свою жизнь на духовной лад и выстроить, как говорят святые отцы, правильную иерархию ценностей, где Бог всегда находится на первом месте, а потом уже всё остальное в жизни. Тогда человек будет гармонично существовать в этом мире, видя свою конечную цель и смысл бытия.

— Как человеку понять, что его пост состоялся?

Большинство людей ассоциируют Великий пост со временем покаяния, скорби и аскетических усилий над собой. Безусловно, это так, ведь, по словам Спасителя, «Царствие Небесное нудится» (Мф. 11:12), то есть берётся силою. Но мы должны понимать, что Великий пост — это дорога к Светлому Христову Воскресению. И на самом деле помимо скорби и печали постом должна присутствовать и радость. Есть святоотеческий термин «радостопечалие», который означает состояние печали о грехах, сопровождаемое радостью. Это сложно представить, но именно из такой парадоксальности и состоит христианство. Скорбь и покаяние приводит к радости, когда мы избавляемся от ветхого в себе, очищаем своё сердце и заполняем его Богом. Чем больше мы выбросим ненужного балласта, тем больше наше сердце заполнится Христом.

Апостол Павел говорил: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 кор. 3:16). А покаяние и работа над собой — это очищение нашего храма. Эта работа должна быть радостной, ведь мы приглашаем в чистое сердце главного Гостя во всей вселенной — Творца этой вселенной. Ещё радость — это один из первых плодов духа. Апостол Павел в Послании к Галатам перечислил их: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22—23). Это и есть те критерии правильного прохождения Великого поста.

Сам Господь говорит нам о том, как следует поститься. Не нужно быть лицемерами, которые делают печальные лица и посыпают голову пеплом (см. Мф. 6:16). Пусть внутри у человека будет совершаться аскетическая борьба, но внешне не стоит её проявлять. Пост — это не пищевые запреты, а телесные ограничения и переключение на духовное. Вспомним, Адам в раю питался благодатью Божией. И в дни поста мы призваны вернуть себе это особое состояние соединения с Господом.

— Бывает ли ситуация, когда Великий пост проходит не во благо?

Великий пост проходит не во благо, когда он посвящён не Христу. Когда превращается в отказ от определённой пищи. Конечно, как начальный этап в жизни верующего, как первая ступень в длинной лестнице духовного восхождения, это имеет место. Святитель Иоанн Златоуст в одной из проповедей говорил, что постом мы должны меньше всего думать о пище. Поэтому если человек замыкается на пищевых ограничениях, на изменении фигуры к предстоящему пляжному сезону, то в таком случае пост — это просто диета. Диета, которая как минимум не принесёт никакой духовной пользой, как максимум — взращивает внутреннего фарисея. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что если бы постом главным делом было изменение рациона, то самыми святыми были бы коровы — они ведь вообще мясо не едят. Изменение рациона на время поста без духовных усилий не только не даст никакого духовного плода, но и может быть даже во вред.

— Что бы Вы могли пожелать верующим на пороге Великого поста?

Желаю верующим достойно пройти пост, увидеть своё внутреннее состояние, наладить отношения с Богом и встретить воскресшего Христа в духовной радости и душевном здравии.

Беседовала Ольга ПАВЛОВА, материал подготовила Анна ФРОЛОВА

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому) «Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).

«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем «Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем

В эфире радио «Вера — Казань» (95,5 FM) состоялся выпуск программы «Светлый вечер в Казани». Гостем студии стал актёр, режиссёр, президент Королевского ордена витязей, учредитель фестиваля «Витязь Фест — Дух Славян» Зоран Мрдженович.

«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом
Публикации 12 ноября 2024
«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом

На православном телеканале «Союз» вышла программа «Архипастырь» с участием митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Глава Татарстанской митрополии ответил на вопросы ведущей передачи Светланы Ладиной.

Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...
Публикации 25 октября 2024
Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...

Чем прославилась Седмиезерная икона? В 1654 году от чумы умирали люди, разбегались от неминуемой смерти из городов — в леса, в пустынные места. Ничто не спасало — чума была и в Казани, и в Москве, и в Ярославле.