Память об усопших близких и родных естественна для всякого настоящего христианина. Однако то, как христианин чтит память тех, кто отошёл в мир иной, часто отличается от того, что принято в среде людей далёких от веры Христовой. И главное отличие состоит в том, что для верующего в деле заботы о посмертной участи почивших нет ничего важнее молитвы.
Поминальные трапезы, посещения кладбищ — всё это является делами благими. Но именно молитва в первую очередь необходима усопшим.
Чем, кроме всего прочего, отличается существование души после смерти от жизни на земле? Невозможностью что-либо исправить. Пока мы живы, мы можем покаяться перед Богом, примириться с людьми, попросить у кого-то прощения, побороть в себе те или иные страсти. После смерти же это уже не возможно — мы предстаём перед Богом такими, какими мы были на момент расставания с этим миром.
Однако, хотя тело умирает, душа человека продолжает жить, и значит, молитва за усопшего имеет особый смысл. Мы, живые, молимся о том, чтобы Господь простил вольные и невольные грехи отошедшему в мир иной. Мы знаем, что именно это прощение нужно всем почившим, ибо, как известно, нет человека без греха. Да, кто-то, возможно, на небесах, а кто-то попадает в места безрадостные, и мы не знаем об участи каждого конкретного человека. Потому-то и молимся Богу об усопших, и если наша молитва живая, искренняя, наполненная любовью, то Господь, который Сам есть Любовь, обязательно на неё откликается. И в этом великое утешение для души находящейся в загробном мире.
Итак, не только лишь посещение кладбища, или поминальная трапеза, или ещё что-то из внешних обычаев (которые тоже важны, если не являются суеверием) должны быть для нас главными в деле поминовения усопших, но молитва о них, которой они так ждут.
Ныне Церковь празднует Родительскую субботу — особый день поминовения усопших. Встанем же в этот день на молитву. Но, чтобы молитва наша получила ту, благодатную силу, которая ей так нужна, нам нужно духовно подготовить себя к ней. Что нас может подготовить? Очищение сердца от греховной скверны во время Исповеди, и, конечно, соединение в Богом в Таинстве Причащения. И тогда, если подойдём к этому всему с благоговением и верой, то молитва наша станет достаточно сильной, чтобы помочь усопшим. Тогда и нам самим будет польза от такой молитвы, ведь она перед Самим Богом будет свидетельствовать о том, что мы умеем по-настоящему любить наших почивших близких, и что смерть не преграда для этой любви.