В настоящем материале рассказывается история, которая связала имя еще одного почитаемого русского святого — Александра Свирского — с чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.
Родился преподобный Александр 15 июня 1448 года на земле Новгородской в семье благочестивых крестьян, давшим детям христианское воспитание. С детства мальчик стал мечтать о том, чтобы жизнь посвятить служению Богу. Однажды встретил иноков Валаамского монастыря и стал их расспрашивать о жизни монашеской и, воодушевленный беседой, задумал идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера преподобный услышал таинственный голос, возвестивший, что на сем месте он создаст обитель, и свет великий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и в 1474 году постриг с именем Александр в возрасте 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Вскоре пришел на Валаам разыскивавший его отец. Преподобному удалось успокоить отца и убедить его вместе с матерью постричься в монахи. Родители послушались сына. Отец постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара, могилы их и тают в действующем Введено-Оятском монастыре.
Александр продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих иноков. В безмолвии, на острове, ныне именуемом Святым, он провел 10 лет. Здесь до наших дней сохранилась узкая, сырая пещера, в которой жил преподобный, сохранилась ископанная отцом Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой услышал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на немже возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озер исполнено и красно отвсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. С тех пор обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и исцелении недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни почитал Александра Свирского как святого.
На 23-м году поселения здесь преподобного большой свет явился в его храмине, и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
За несколько лет до кончины преподобного Господь вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал на землю пред величеством Славы Ее, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от обители и помогать во всех нуждах живущим в ней.
Старец духовно окормлял многих просвещенных людей своего времени, таинственная духовная связь существовала между ним и русскими самодержцами, которые и после смерти угодника Божиего обращались к нему с молитвами. В древних летописях преподобного Александра часто именуют «молитвенником за царей». Иван Грозный, одержав победу над Казанью и построив в честь этого события храм Покрова Божией Матери (в народе именуемый храмом Василия Блаженного), придел посвятил преподобному Александру Свирскому. «Присутствовал» преподобный Александр еще в одном месте сердца земли русской — в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, где в вызолоченной раке (дар царя Михаила Феодоровича) хранилась частица мощей святого, которые были обретены через 107 лет после его кончины, оказались нетленными, мироточили и благоухали.
Имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись, из бесноватых прогонялись демоны, а бездетным подавалось чадородие. Дивный во святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как велико светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами» (по записям монаха Афанасия, 1905 г. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. С.-Петербург).
...Но прошли века, и наступило время испытаний. В первые же годы советской власти были поруганы святыни. По свидетельству очевидцев, большевики пять раз тщетно пытались дойти до мощей преподобного, но «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2.20) — их останавливала незримая сила. Только в шестой раз удалось варварам вывезти святые мощи. Советские ученые проводили тщательные экспертизы мощей, пытаясь раскрыть тайну многовекового нетления и мироточения, да так и не смогли и научное объяснение Божественным чудесам. Промыслом Божиим мощи святого Александра Свирского чудотворца сохранились в лихолетье, и были вновь обретены в наше время. Вот как вспоминает об этих событиях братия монастыря: «...Это было в апреле, в дни поиска и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. Одному из монашествующих святой явился во сне, как бы отвечая на мучивший всех вопрос. В сновидении монашествующий подошел к панихидному столу, чтобы положить буханку хлеба и помолиться об усопших. С противоположной стороны стола стоял священник, лика которого нельзя было увидеть. Быстрым движением руки он смахнул буханку со стола по направлению к себе и вместо нее стал выкладывать пироги, не такие, как пекут у нас, — с однослойной начинкой, а высокие, пышные, с двух, трехслойной начинкой. Затем вышел из-за стола и встал в торцевой его части. В согнутой его руке находилась икона Богородицы. В этот момент послышался величественный глас: «Святой Александр Свирскии с Казанской иконой Божией Матери». Этот возглас был повторен трижды. На этом видение кончилось. Дальнейшие события сложились таким образом, что положительные результаты в одном очень трудном исследовании были сообщены нам именно в день празднования Казанской иконы Божией Матери. А еще позже на подворье монастыря 26 сентября 1998 года была внесена удивительная икона. На одной ее стороне было изображение святого преподобного Александра Свирского, на другой — Казанский образ Божией Матери. Образ святого на этой иконе имеет полное сходство с ликом преподобного Александра, почивавшего тогда в храме святых мучениц. Эта икона XIX века явилась нам в канун праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это событие иначе как даром с Небес не назовешь (По материалам издания: «Святой преподобный Александр Свирский»).