Преподобный Александр Свирский и Казанский образ Пресвятой Богородицы

2463
Фото

В настоящем материале рассказывается история, которая связала имя еще одного почитаемого русского святого — Александра Свирского — с чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.

Родился преподобный Александр 15 июня 1448 года на земле Новгородской в семье благочестивых крестьян, давшим детям христианское воспитание. С детства мальчик стал мечтать о том, чтобы жизнь посвятить служению Богу. Однажды встретил иноков Валаамского монастыря и стал их расспрашивать о жизни монашеской и, воодушевленный беседой, задумал идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера преподобный услышал таинственный голос, возвестивший, что на сем месте он создаст обитель, и свет великий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и в 1474 году постриг с именем Александр в возрасте 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Вскоре пришел на Валаам разыскивавший его отец. Преподобному удалось успокоить отца и убедить его вместе с матерью постричься в монахи. Родители послушались сына. Отец постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара, могилы их и тают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих иноков. В безмолвии, на острове, ныне именуемом Святым, он провел 10 лет. Здесь до наших дней сохранилась узкая, сырая пещера, в которой жил преподобный, сохранилась ископанная отцом Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой услышал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на немже возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озер исполнено и красно отвсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. С тех пор обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и исцелении недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни почитал Александра Свирского как святого.

На 23-м году поселения здесь преподобного большой свет явился в его храмине, и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины преподобного Господь вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал на землю пред величеством Славы Ее, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от обители и помогать во всех нуждах живущим в ней.

Старец духовно окормлял многих просвещенных людей своего времени, таинственная духовная связь существовала между ним и русскими самодержцами, которые и после смерти угодника Божиего обращались к нему с молитвами. В древних летописях преподобного Александра часто именуют «молитвенником за царей». Иван Грозный, одержав победу над Казанью и построив в честь этого события храм Покрова Божией Матери (в народе именуемый храмом Василия Блаженного), придел посвятил преподобному Александру Свирскому. «Присутствовал» преподобный Александр еще в одном месте сердца земли русской — в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, где в вызолоченной раке (дар царя Михаила Феодоровича) хранилась частица мощей святого, которые были обретены через 107 лет после его кончины, оказались нетленными, мироточили и благоухали.

Имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись, из бесноватых прогонялись демоны, а бездетным подавалось чадородие. Дивный во святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как велико светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами» (по записям монаха Афанасия, 1905 г. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. С.-Петербург).

...Но прошли века, и наступило время испытаний. В первые же годы советской власти были поруганы святыни. По свидетельству очевидцев, большевики пять раз тщетно пытались дойти до мощей преподобного, но «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2.20) — их останавливала незримая сила. Только в шестой раз удалось варварам вывезти святые мощи. Советские ученые проводили тщательные экспертизы мощей, пытаясь раскрыть тайну многовекового нетления и мироточения, да так и не смогли и научное объяснение Божественным чудесам. Промыслом Божиим мощи святого Александра Свирского чудотворца сохранились в лихолетье, и были вновь обретены в наше время. Вот как вспоминает об этих событиях братия монастыря: «...Это было в апреле, в дни поиска и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. Одному из монашествующих святой явился во сне, как бы отвечая на мучивший всех вопрос. В сновидении монашествующий подошел к панихидному столу, чтобы положить буханку хлеба и помолиться об усопших. С противоположной стороны стола стоял священник, лика которого нельзя было увидеть. Быстрым движением руки он смахнул буханку со стола по направлению к себе и вместо нее стал выкладывать пироги, не такие, как пекут у нас, — с однослойной начинкой, а высокие, пышные, с двух, трехслойной начинкой. Затем вышел из-за стола и встал в торцевой его части. В согнутой его руке находилась икона Богородицы. В этот момент послышался величественный глас: «Святой Александр Свирскии с Казанской иконой Божией Матери». Этот возглас был повторен трижды. На этом видение кончилось. Дальнейшие события сложились таким образом, что положительные результаты в одном очень трудном исследовании были сообщены нам именно в день празднования Казанской иконы Божией Матери. А еще позже на подворье монастыря 26 сентября 1998 года была внесена удивительная икона. На одной ее стороне было изображение святого преподобного Александра Свирского, на другой — Казанский образ Божией Матери. Образ святого на этой иконе имеет полное сходство с ликом преподобного Александра, почивавшего тогда в храме святых мучениц. Эта икона XIX века явилась нам в канун праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это событие иначе как даром с Небес не назовешь (По материалам издания: «Святой преподобный Александр Свирский»).

Новости по теме

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Пресс-конференция о фестивале православной культуры «Казанские дни» Пресс-конференция о фестивале православной культуры «Казанские дни»

20-21 июля 2024 года в Татарстанской митрополии пройдут торжества по случаю 445-летия явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

Обращение митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла в преддверии празднования 445-летия явления Казанской иконы Божией Матери Обращение митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла в преддверии празднования 445-летия явления Казанской иконы Божией Матери

В преддверии празднования 445-летия явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани митрополит Кирилл обратился к верующим со словом.

Музей Казанской епархии организует фестиваль православной культуры «Казанские дни» Музей Казанской епархии организует фестиваль православной культуры «Казанские дни»

В преддверии празднования в честь Казанской иконы Божией Матери Музей Казанской епархии организует культурно-просветительские мероприятия в рамках фестиваля «Казанские дни».